4for1


Сцепление трактора Т-130М

Рис. 1. Сцепление:

а — обычного трактора, б — болотоходного; 1 — уплотнительное стальное кольцо, 2 — корпус радиально-упорного шарикоподшипника, 3 — отводка, 4 — отгибная шайба (отводки), 5 — наружная нажимная пружина, 6 — внутренняя нажимная пружина, 7 — термоизоляционная прокладка пружин, 8 — нажимной диск, 9 — ведущий диск, 10 — ведомые диски, 11 — ступица ведомого диска, 12 — ограничительный диск, 13 — зубчатая муфта, 14 — ведомый барабан, 15 — разжимная пружина подшипников, 16 — уплотняющая шайба подшипника, 17 — опора, 18 — гайка крепления подшипников, 19 — стопорная шайба, 20 — стопорное кольцо, 21 — распорная втулка, 22 — маслоотражатель, 23 — стакан нажимных пружин, 24 — фрикционные накладки ведомых дисков, 25 — маховик двигателя, 26 — венец маховика, 27 — направляющие пальцы ведущего и нажимного дисков, 28 — опорный диск, 29 — оттяжной пале рычага выключения сцепления, 30 — рычаг выключения, 31 — призма, 32 — гайка шаровая, 33 — отверстия для отвода масла от ведомых дисков, 34 — муфта выключения, 35 — кольцо, 36 — палец рычага муфты выключения, 37 — гайка крепления упорного подшипника муфты выключения, 38 — крышка корпуса подшипника, 39 — фрикционная накладка диска тормозка, 40 — диск тормозка сцепления, 41 — масленка, 42 — ведущий вал коробки передач, 43 — карданный вал, 44 — проставка, 45 — пластина.


Устройство сцепления. С помощью сцепления можно плавно соединять и разъединять двигатель и трансмиссию во время переключения передач и на коротких остановках трактора. На рис. 1, а показано многодисковое сухое постоянно замкнутое сцепление с механическим замыканием дисков трения и комбинированным выключением.

Детали сцепления смонтированы в маховике 25 двигателя, поэтому могут быть установлены и сняты с машины без демонтажа и разбора других деталей и сборочных единиц трактора.

Ведущими частями сцепления являются чугунный маховик 25 двигателя, чугунный ведущий диск 9 и чугунный нажимной диск 8, которые получают вращение от маховика через пальцы 27, а также стальной опорный диск 28, жестко соединенный с маховиком болтами.

На опорном диске на трех равномерно расположенных по окружности опорах, на осях свободно перемещаются тангенциально расположенные три рычага выключения 30, имеющие передаточное отношение 1:7.

Ведомыми частями сцепления служат два стальных диска 10 с фрикционными накладками 24, расположенными на ведомом барабане 14, зубчатая муфта 13 с карданным валом 43 и стальная проставка 44, которая в свою очередь жестко соединена с верхним валом коробки передач 42.

Для выключения сцепления нужно преодолеть усилие пружин, равное 15600 Н (1560 кгс), и разъединить фрикционные диски.

Выключается сцепление следующим образом. Тракторист нажимает на педаль управления, расположенную слева, последняя действует на сервомеханизм, который начинает перемещать стальную отводку 3, и связанный с ней корпус 2 радиального шарикоподшипника назад.

Радиальный шарикоподшипник через шарики и внутреннее кольцо сдвигает назад муфту выключения 34, на конце которой навернута и застопорена проволокой упорная гайка 37. Муфта выключения через специальное кольцо 35 действует на цилиндрические концы трех рычагов 30, которые через призмы 31, корончатые гайки и оттяжные пальцы 29 отодвигают нажимной диск 8 назад. Преодолев усилие пружин, муфта выключения 34, перемещаясь на 15—20 мм и обеспечивая зазор между дисками 3,0 мм, выключает сцепление.

Чтобы оттяжные пальцы не застревали в опорном диске, на осях рычагов 30 установлены упорные кольца.
При дальнейшем движении отводки назад поверхность трения крышки 38 корпуса подшипника соприкасается с фрикционной накладкой 39 тормозка 40, который расположен на шлицах проставки 44. Если дополнительно нажимать на педаль, усилие сжатия корпуса и тормозка увеличивается, и тормозок останавливается вместе с ведущими частями коробки передач, облегчая переключение передач.

Ведомый барабан вращается на двух шариковых подшипниках с одноразовой смазкой. На ведомом барабане на шлицах расположены два ведомых диска, к каждому из которых прикреплено по шесть фрикционных накладок 24 с каждой стороны.

Внутренние полости проставки, карданного вала и зубчатой муфты являются резервуаром для масла.
Уплотнение осуществляется резиновыми кольцами круглого сечения. Для предотвращения попадания масла на поверхности трения служат отражатели 22 и дренажная система отверстий 33 в маховике двигателя и опорном диске.

Цилиндрические трущиеся поверхности опорного диска и муфты выключения смазывают маслом, поступающим из полости подшипника выключения через специальное отверстие. Полость подшипника уплотнена металлическими кольцами 1, а смазка в подшипник поступает через резиновый шланг и сверление в верхнем пальце. Масленка расположена на колонке педали.

На трактор болотной модификации устанавливают измененное сцепление (рис. 1, б). На удлиненном карданном валу 43 на шлицах расположена опора тормозка 40, на которой смонтирован тормозок.

Регулировка сцепления. Регулируют и проверяют работу сцепления, сервомеханизма и блокировочного механизма после установки на трактор сцепления, сервомеханизма и левой колодки педалей (рис. 2).

Рис. 2. Регулировка блокировочного механизма:

1 — нажимной рычаг, 2 — левая колонка педалей, 3 — поперечный валик, 4 — педаль сцепления, 5 — амортизатор, 6 — заглушка, 7 — рычаг, 8, 11 — тяга, 9 — рычаг валика фиксатора, 10 — вилка регулировочная, 12 — опора колонки (устанавливается на болотоходных тракторах), 13 — шток сервомеханизма, 14 — рычаг отводки, 15 — шаровая гайка, 16 — отводка, 17 — гайка.

Выходной (внутренний) рычаг отводки 14 соединяют, не затягивая, с отводкой 16 сцепления пальцем, гайкой 17 и шаровой гайкой 15. Выворачивают пробку из сервомеханизма и подсоединяют к нему трубопроводы системы управления.

Между фланцем опорного диска 28 (см. рис. 1) и муфтой выключения 34 устанавливают зазор 9—11 мм, обеспечивая одновременно вращением шаровых гаек оттяжных пальцев зазор 0—0,2 мм между концами рычагов 30 и кольцом 35 муфты выключения 34.

При неработающем двигателе шаровой гайкой 15 (см. рис. 2), находящейся внутри кожуха сцепления, устанавливают свободный ход штока 13 сервомеханизма (13—15 мм), равный величине утопания штока при нажатии на педаль.

Далее, вворачивая или выворачивая амортизатор 5 на колонке педалей, устанавливают зазор А = 0,9—1,1 мм (на первых машинах он был равен 0,5—1 мм) между штоком сервомеханизма 13 и нажимным рычагом 1. Для исключения случаев самопроизвольного выключения передачи при выключенном сцеплении на тракторе предусмотрен блокировочный механизм, который регулируют следующим образом.

При включенном сцеплении регулировочными вилками устанавливают рычаги валиков фиксаторов 9 таким образом, чтобы они были отклонены вперед по ходу трактора на 15—30°. Переключение передач в коробке должно быть исключено. При выключении сцепления рычаги валиков фиксаторов отклоняются назад, обеспечивая нормальное переключение передач. Риски на валиках фиксаторов должны совпадать с рисками на корпусах валиков фиксаторов.


Далее проверяют легкость хода штока сервомеханизма, педали сцепления и легкость переключения передач при работающем двигателе. В процессе эксплуатации при уменьшении зазора между фланцем и отжимной муфтой до 4 мм, а свободного хода штока сервомеханизма до 6 мм регулируют сцепление. После окончания регулировки проверяют свободный ход штока, который должен быть равен 13—15 мм.

Обслуживание сцепления. Во время технического обслуживания сцепления трактора устраняют пробуксовку дисков, которая происходит при их износе или замасливании.

Для предупреждения преждевременного износа фрикционных накладок нельзя держать ногу на педали выключения сцепления при работе трактора. Не рекомендуется и долго держать сцепление в выключенном состоянии.

Регулировка сцепления при износе дисков описана выше.
Замасленные диски промывают сразу же после остановки трактора, пока диски нагреты.
В кожух сцепления через открытый люк при остановленном двигателе заливают 7,5—8,5 л чистого керосина. Запускают двигатель и дают ему проработать 5—10 мин.
Затем останавливают двигатель и через спускное отверстие в кожухе маховика сливают грязный керосин. Вторично заливают чистый керосин, еще раз промывают систему, периодически выключая и включая сцепление. Фиксируют педаль сцепления в выключенном, положении и останавливают двигатель.
Выворачивая пробку, сливают грязный керосин и оставляют трактор в таком положении на несколько часов для того, чтобы остатки керосина могли стечь с дисков сцепления.
Затем запускают двигатель, включают сцепление, проверяют трактор в работе, смазывают все точки смазывания сцепления и дополнительно шарнирные соединения (в случае необходимости).
С появлением признаков замасливания диска тормозка его необходимо промыть через открытый люк кожуха при включенном сцеплении.

Для предупреждения замасливания нужно периодически сливать накопившееся в кожухе масло. В таблице приведены основные неисправности сцепления и способы их устранения.
[Трактор Т-130М. М. И. Злотник, А. А. Лазарев, Л. Магарилло, В. И. Плешков. 1985 г.]