Муфта сцепления трактора ДТ-20

Для соединения двигателя трактора с главной передачей и передачи вращения от двигателя к главной передаче служит муфта сцепления.

Она позволяет также отъединять главную передачу и всю трансмиссию от двигателя, что нужно для остановки трактора и переключения передач при работающем двигателе. На тракторе ДТ-20 установлена сухая, однодисковая, непостоянно замкнутая муфта сцепления. Особенность ее состоит в том, что она может оставаться длительное время во включенном и выключенном состоянии даже после того, как тракторист отпустил рычаг управления муфтой.

Принцип работы муфты сцепления основан на том, что между двумя сухими металлическими (обычно чугунными) поверхностями (дисками) зажимается пружинами ведомый диск с кольцевыми накладками из материала, обеспечивающего высокую износостойкость и повышенное трение. Вследствие возникающих между дисками сил трения вращение от двигателя передается через ведущие диски на ведомый диск и ведомый вал муфты сцепления и дальше к главной передаче трактора. Управление муфтой сцепления, то есть включение и выключение, осуществляют ручным рычагом. При выключении муфты ведомый диск освобождается от усилий пружин и из-за отсутствия сил трения передача вращения от двигателя к главной передаче прекратится и трактор остановится.

Рис. 1. Муфта сцепления:

1 — штифт; 2 — отводящая пружина; 3 — дистанционная втулка; 4 — защелка; 5 — нажимной кулачок; 6 — масленка; 7 — соединительная муфта; 8 — ведомый вал муфты сцепления; 9 — стакан выключения; 10 — подшипник выключения; 11 — корпус подшипника; 12 — валик вилки выключения; 13 — кожух муфты сцеплеиия; 14 — регулировочный диск; 15 — нажимной диск; 16 — компенсационная пружииа; 17 — стакан пружины; 18 — ведущий диск; 19 — ведомый диск с накладками; 20 — маховик; 21 — маслоотражательное кольцо; 22 — соединительный корпус; 23 — самоподжимной сальник; 24 — ступица ведомого диска; 25 — серьга.

Муфта сцепления (рис. 1) смонтирована на маховике двигателя и расположена внутри соединительного корпуса, в передней его части.

Ведомый вал 8 муфты сцепления передним концом установлен на роликовый подшипник с витыми роликами в расточке маховика 20 коленчатого вала двигателя. Самоподжимной каркасный резиновый сальник 23 предохраняет подшипник от потери масла, которое закладывают в расточку маховика при установке подшипника.

Второй конец вала соединен с первичным валом главной передачи при помощи двух шпонок и жесткой соединительной муфты 7. На шлицах ведомого вала муфты свободно установлен своей ступицей ведомый диск 19 в сборе с накладками.

К стальной ступице 24 со шлицованным отверстием приклепаны ведомый диск 19 и маслоотражательное кольцо, защищающее накладки от масла.

Накладки прикреплены к ведомому диску с двух сторон латунными заклепками. К маховику двигателя прикреплен шестью болтами штампованный кожух 13 муфты сцепления. Внутри кожуха помещены ведущий и ведомый диски муфты, а также другие ее детали. В ведущий диск 18 муфты запрессованы три штифта 1, которые свободно проходят через втулку, установленную в отверстии кожуха муфты.

На выступающих из кожуха концах штифтов размещены отводящие пружины 2, закрепленные в сжатом состоянии на штифтах упором. Пружины упираются одним концом через фланец втулки в кожух муфты и отводят ведущий диск от ведомого при выключении муфты сцепления рычагом управления. Благодаря установленным отводящим пружинам ведомый диск освобождается и не передает вращения на ведомый вал сцепления.

На трех дистанционных втулках 3, плотно прижатых болтами к ведущему диску 18, свободно установлен нажимной диск 15. Нажимной диск по внутреннему диаметру, со стороны кожуха муфты, имеет три наклонные (винтовые) поверхности, служащие для регулировки муфты сцепления. В эти поверхности упираются выступы нажимных кулачков 5.

Между нажимным и ведущим диском зажаты двенадцать компенсационных пружин 16. Под ними в выточках ведущего диска поставлены теплоизоляционные прокладки, служащие для защиты пружин от чрезмерного нагревания при буксовании муфты. Вторым концом пружины упираются в штампованные стаканы 17. Они вставлены в отверстия нажимного диска и имеют наружный фланец, через который усилие пружины передается на нажимной диск. Сжатые при сборке пружины, стремясь выпрямиться, отжимают от ведущего диска нажимной, прижимая его к головкам болтов дистанционных втулок. Высота втулок 3 определяет величину предварительной затяжки компенсационных пружин.

Вместе с кожухом муфты и маховиком двигателя благодаря штифтам 1 вращаются как одно целое ведущий диск в сборе с нажимным диском и компенсационными пружинами. Внутри кожуха муфты размещен штампованный регулировочный диск 14. По его окружности диаметром 180 мм имеется девятнадцать регулировочных отверстий. К кожуху муфты снаружи приварен стакан, в котором установлена защелка 4 с пружиной.

Пружина одним концом упирается в отбортовку стакана, а вторым концом в буртик тела защелки, которая под действием усилия пружины цилиндрическим концом входит в одно из девятнадцати отверстий регулировочного диска. Этим фиксируют положение регулировочного диска относительно корпуса муфты и ведущего диска.

К регулировочному диску приклепаны на равных расстояниях по окружности три пары угловых стоек. Сквозь каждую пару их проходит палец, на котором свободно установлен нажимной кулачок 5. Кулачок в средней части имеет закаленный до высокой твердости выступ. При упоре его в наклонную поверхность нажимного диска 15 компенсационные пружины поджимаются и ведущий диск прижимает ведомый диск к маховику.

Расположенный внутри кожуха муфты конец нажимного кулачка имеет утолщение. Выходящие за кожух муфты концы нажимных кулачков шарнирно связаны пальцами и серьгами 25 со стаканом 9 выключения муфты сцепления. Стакан выключения установлен на ведомом валу муфты сцепления и вращается вместе с кожухом муфты и маховиком двигателя. При включении и выключении муфты стакан со втулками перемещается на ведомом валу в осевом направлении.

Передняя часть стакана имеет три ушка, к которым пальцами прикреплены серьги нажимных кулачков. На втором цилиндрическом конце напрессовано внутреннее кольцо шарикового радиального подшипника 10 выключения муфты. От осевых перемещений подшипник удерживается пружинным стопорным кольцом, установленным в канавке стакана выключения.

Корпус 11 подшипника выключения напрессован на подшипник и закрыт крышкой, которая зажимает наружное кольцо подшипника в корпусе и образует масляную полость. Подшипник выключения смазывают через масленку 6 в корпусе подшипника. Через отверстия в стакане выключения масло подводится к двум бронзовым втулкам.

На корпусе подшипника имеются два цилиндрических, противоположно расположенных, пальца. Они входят в прорези вилки выключения. Вилка закреплена болтами к валику 12, который может поворачиваться в двух чугунных втулках, запрессованных в соединительный корпус 22. Конец валика, выступающий наружу, оканчивается рычажком и соединен тягой с ручным рычагом управления муфтой сцепления.

Рис. 2. Рулевое управление:

1 — продольная рулевая тяга; 2 — тяга к валику выключения муфты; 3 — тяга блокировки; 4 — рычаг управления муфтой; 5 — рычаг сошки; 6 — болт блокировки дополнительной передачи; 7 — нижний картер рулевого управления; 8 — верхняя головка рулевого управления.

Включают муфту рычагом 4 (рис. 2), перемещая его на себя. При этом стакан 9 (рис. 1) переместится к маховику и, раздвинув концы кулачков 5, повернет их против часовой стрелки. Кулачки надавят на нажимной диск и будут перемещать его вместе с ведущим и компенсационными пружинами до тех пор, пока последний не прижмет диск 19 к торцу маховика.

При дальнейшем движении стакана диск 15 переместится по втулкам 3 диска 18 и сожмет пружины 16. Под действием усилия сжатых компенсационных пружин на трущихся поверхностях возникнут силы трения и вращение с коленчатого вала двигателя передастся на ведомый вал муфты сцепления.

При полном включении муфты серьги и кулачки перейдут мертвую точку и сжатые пружины 16 будут постоянно удерживать стакан 9 во включенном положении. Грузы на концах кулачков предохраняют стакан от произвольного перемещения.

Чтобы выключить муфту, тракторист перемещает рычаг 4 (рис. 2) от себя (к двигателю), передвигая стакан 9 (рис. 1) по ведомому валу от маховика.

До перехода серег и кулачков через мертвую точку стакан дополнительно сожмет компенсационные пружины, а после перехода серьги не будут его удерживать. При дальнейшем движении стакана нажимные кулачки повернутся на осях по часовой стрелке. Под действием усилия компенсационных пружин нажимной диск отойдет от ведущего до упора в головки болтов дистанционных втулок и после этого вместе с компенсационными пружинами начнет перемещаться под действием отводящих пружин. В результате этого ведомый диск с накладками отойдет от маховика и передача вращения через муфту сцепления к трансмиссии прекратится.
Стакан 9 все время удерживается в крайнем выключенном положении действием центробежных сил грузов нажимных кулачков.

Регулируют муфту, поворачивая регулировочный диск с кулачками относительно нажимного и подводя при этом к выступам кулачков более высокие участки наклонных поверхностей нажимного диска. Это приводит к уменьшению зазора между выступами кулачка и наклонной поверхностью нажимного диска, увеличению поджатия компенсационных пружин при последующем включении муфты сцепления и увеличению сил трения. [Трактор ДТ-20. Калиновский Н.Ф., Левитанус А.Д., Ходулин Ю.А. 1965 г.]