Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. OZON.ru | 978-5-4468-3656-7Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. Uchebnoe posobie. Gennadij Gladov, Aleksandr Petrenko. Kupit shkolnyj uchebnik v knizhnom internet-magazine OZON.ru | 978-5-4468-3656-7

Муфта сцепления трактора Т-40М

Муфта сцепления предназначена для разъединения цепи, по которой мощность от дизеля передается к коробке передач трактора, а также для кратковременного разъединения цепи от дизеля к трансмиссии при работающем дизеле с целью обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания трактора с места.

Рис. 1. Муфта сцепления:

1 — педаль муфты сцепления ВОМ; 2, 33 — пружины педалей; 3 — тяга педали муфты сцепления ВОМ; 4 — валик вилки выключения муфты сцепления ВОМ; 5 — стакан нажимной пружины; 6 — нажимная пружина; 7 — палец; 8 — ведущий диск муфты сцепления ВОМ; 9 — нажимной диск муфты главного сцепления; 10 — вал муфты сцепления ВОМ; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — роликоподшипник; 13 — манжета; 14 — коленчатый вал; 15 — упорный подшипник отводки выключения муфты сцепления ВОМ; 16 — нажимной диск муфты сцепления ВОМ; 17 — ведомый диск муфты сцепления ВОМ; 18 — ведомый диск муфты главного сцепления; 19 — маховик; 20 — регулировочный болт; 21 — отжимной рычаг муфты главного сцепления; 22, 25 — гайки; 23 — отжимной рычаг муфты сцепления ВОМ; 24 — упорный подшипник отводки выключения муфты главного сцепления; 26 — нажимной болт; 27 — валик вилки выключения муфты главного сцепления; 28 — рычаг; 29 — шарикоподшипник; 30 — педаль муфты главного сцепления; 31 — тяга педали муфты главного сцепления; 32 — рычаг переключения ВОМ; 34 — тяга механизма блокировки; 35 — рычаг; 36 — промежуточный валик механизма блокировки; 37 — валик механизма блокировки муфты сцепления с коробкой передач

Муфта сцепления (рис. 1) — сдвоенная, включает в себя муфту главного сцепления и муфту сцепления вала отбора мощности, каждая из которых однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, с раздельным управлением.

Муфта сцепления позволяет передавать вращение и крутящий момент от дизеля двумя разными потоками для передвижения трактора и агрегатируемой машины и для привода ее рабочих органов. Это позволяет переключать передачи или останавливать трактор без выключения вала отбора мощности.

Муфта сцепления смонтирована на маховике дизеля и состоит из ведомых дисков 17 и 18, нажимных дисков 9, 16 и ведущего диска 8. С помощью нажимных пружин 6 ведомые диски постоянно поджимаются к ведущему диску и маховику. При нажатии на педаль муфты главного сцепления перемещается отводка с подшипником 24. Последний, нажимая на рычаги 21, выключает муфту главного сцепления. При нажатии на педаль муфты сцепления ВОМ перемещается втулка с подшипником 15, который, нажимая на рычаги 23, выключает муфту сцепления ВОМ.

    Для обеспечения нормальной работы муфты сцепления в процессе эксплуатации трактора выполняют следующие рекомендации:

  1. не выключают муфту сцепления без надобности и не держат ее долго выключенной при работающем дизеле;
  2. не держат ногу на педали муфты при движении трактора;
  3. выключают муфту быстро, нажимая на педаль до отказа;
  4. включают муфту плавно, но без задержки педали в промежуточном положении;
  5. своевременно регулируют свободный ход педалей.

Регулировка муфты сцепления. Вследствие постепенного изнашивания накладок ведомого диска концы рычагов приближаются к подшипнику, выбирая зазор. При отсутствии зазора лапки рычагов будут касаться обоймы подшипника, что вызовет повышенный износ деталей в месте касания. Дальнейшее приближение рычагов к обойме может привести к пробуксовке муфты сцепления и повышенному изнашиванию накладок. Для восстановления ее нормальной работоспособности устанавливают зазор 4 мм между отжимными рычагами и упорными подшипниками отводок.

Муфты регулируют при уменьшении свободного хода педали до 25 мм двумя способами — тягой и болтами.

    При регулировке тягой выполняют следующие операции:

  1. открывают верхний люк корпуса муфты, расшплинтовывают ось вилки тяги и вынимают ее, снимают вилку с рычага;
  2. свинчивая вилку, устанавливают такую длину тяги, чтобы при соединении вилки с рычагом зазор между выжимным подшипником отводки и концами рычагов был равен 4 мм;
  3. устанавливают ось вилки и зашплинтовывают ее. Устанавливают крышку люка.
    Когда изменением длины тяги невозможно отрегулировать муфту главного сцепления, необходимо ее регулировать регулировочными болтами, для чего:

  1. открывают верхний люк корпуса муфты и расшплинтовывают гайки 22 (рис. 2) регулировочных болтов;
  2. поскольку ранее регулировали муфту только изменением длины тяги, то вначале необходимо восстановить ее длину до первоначальной (это нужно для последующих регулировок изменением длины тяги); затем, отвертывая гайки 22 регулировочных болтов, перемещают конец каждого рычага муфты вперед (к дизелю) примерно на 7—8 мм, соединяют рычаг муфты с вилкой тяги; ось вилки зашлинтовывают; окончательно регулируют по щупу зазор между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником отводки, зазор должен быть равным 4 мм. Разница зазоров между рычагами не должна превышать 0,4 мм.

Последовательность регулировки муфты сцепления ВОМ такая же.

Рис. 2. Схема системы управления муфтами главного сцепления и сцепления ВОМ:

поз. 1, 3, 21, 22, 23, 26, 30, 31 см. рис. 1; 2 — отводка выключения муфты сцепления ВОМ; 39 — отводка выключения муфты главного сцепления

Во время разборки привода муфты главного сцепления и муфты сцепления ВОМ необходимо правильно устанавливать пружины сервоустройства, снижающие усилия на педалях. Пружину устанавливают в одно из отверстий кронштейна так, чтобы педаль удерживалась в крайнем верхнем положении, а при нажатии на нее снижала усилие на педали. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. 1989 г.]