ТО топливного насоса и форсунок трактора Т-40

На тракторе может быть установлен топливный насос четырехплунжерный марки 37М-УТН-5А (рис. 1) или одноплунжерный — НД 21/4 (рис. 2).

Уход за насосом НД 21/4 заключается в ежесменной проверке перед началом работы уровня масла и при необходимости доливке его, а у насоса 37М-УТН-5А эту операцию проводят при техническом уходе №1 (60 моточасов).

Смену масла производите через 240 часов работы, а промывку сапуна — через 960 часов работы.

Рис. 1. Топливный насос 37М-УТН-5А:

1 — шлицевая втулка; 2 — фланец установочный; 3 — подкачивающий насос; 4 – сапун; 5 — корпус насоса; 6 — болт для спуска воздуха; 7 — штуцер нагнетательного клапана; 8 — перепускной клапан; 9 — крышка корпуса регулятора; 10 — насос ручной подкачки; 11 — пробка заливного отверстия; 12 — болт номинала; 13 — болт максимальных оборотов; 14 — рычаг управления подачей топлива; 15 — пробка сливного отверстия; 16 — пробка контрольного отверстия; 17 — сливная трубка.

Насос 37М-УТН-5А с регулятором имеет общую масляную ванну. Дозаправку маслом производите через заливное отверстие, расположенное рядом с рычагом управления подачей топлива.

У насоса НД 21/4 детали полости кулачкового вала находятся в масляной ванне, а детали регулятора и привода толкателя смазываются разбрызгиванием. Масло в насос заливайте через отверстие, закрытое пробкой-сапуном 6 (рис. 2).

Рис. 2. Одноплунжерный топливный насос НД21/4:

1 — установочный фланец; 2 — втулка шлицевая; 3 — крышка люка; 4 — корпус насоса; 5 — головка насоса; 6 — пробка-санун; 7 — винт максимальных оборотов; 8 — крышка; 9 — винт минимальных оборотов; 10 — корректор; 11 — рычаг управления подачей топлива; 12 — насос ручной подкачки; 13 — подкачивающий насос; 14 — контрольная пробка; 15 — спускная пробка

Уровень масла должен быть до контрольного отверстия, закрытого пробкой 14. Увеличение количества масла в корпусе регулятора замедляет движение грузиков регулятора, что может вызвать резкое увеличение оборотов двигателя. Смазку деталей насоса и регулятора осуществляйте дизельным маслом. Смену масла производите через 240 часов работы, а промывку сапуна и сливной трубки — через 960 часов работы.

Через каждые 480 моточасов проверяйте и при необходимости регулируйте форсунки на давление начала впрыска и качество распыла топлива. Через 960 часов работы при техническом обслуживании №3 снимите форсунки, очистите их от нагара, прочистите сопловые отверстия распылителя и промойте, проверьте давление начала впрыска и качество распыла топлива. Проверьте в мастерской на специальном стенде топливный насос в комплекте с форсунками и с последующей проверкой угла опережения впрыска топлива на двигателе.

Запустив двигатель, проверьте отсутствие течи в местах крепления трубок высокого давления и убедитесь в плотном прилегании форсунок к посадочным гнездам. Прорыв газов между форсункой и посадочным гнездом вызывает перегрев форсунки и выводит распылитель из строя. В случае снятия трубок высокого давления с двигателя на штуцера топливного насоса и форсунок наверните защитные гайки-колпачки, а в гайки трубок — пробки.

При частом выходе из строя распылителей одной из форсунок снимите головку цилиндров и проверьте наличие зазора между распылителем и внутренней поверхностью отверстия в головке и концентричность его.
Уплотнительные прокладки под форсунки должны быть одинаковой толщины и свободно садиться внутренним диаметром на корпус распылителя. Применяйте прокладку не более двух раз, после чего она должна быть заменена новой.

Категорически запрещается производить разборку или регулировку топливной аппаратуры в полевых условиях. Регулировку и замену деталей топливного насоса производите только в специально оборудованных мастерских. [Тракторы Т-40, Т-40А. Руководство по эксплуатации. 1971 г.]

ТО топливных фильтров тракторов МТЗ и ЮМЗ

Техническое обслуживание топливных фильтров заключается в сливе отстоя топлива, промывке фильтрующих элементов без разборки фильтров, промывке с полной разборкой фильтра грубой очистки, промывке корпусов фильтров тонкой очистки топлива и замене бумажных фильтрующих элементов.

Техническое состояние фильтрующих элементов во многом зависит от фильтруемости топлива. На фильтруемость топлива влияет его химический состав. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость. При этом засоряются фильтры тонкой очистки топлива, образуются осадки в фильтрах грубой очистки. Особенно ухудшается фильтрация при наличии воды: нафтеновые кислоты с ней образуют мылостуденистые рыхлые осадки.

Слив отстоя и промывка фильтров грубой очистки топлива. Для слива отстоя из фильтра грубой очистки топлива при неработающем дизеле отвертывают пробку 17 (см. рис.) и сливают отстой в емкость до тех пор, пока не потечет чистое топливо; пробку закручивают.

    При промывке фильтра (через 1000 ч работы):

  • перекрывают кран топливного бака, отвинчивают болты крепления стакана 15 к корпусу 5 и снимают стакан;
  • вывертывают из корпуса отражатель с фильтрующим элементом 1;
  • тщательно промывают стакан, успокоитель 16 и отражатель. Отражатель промывают путем многократного погружения его в чистое дизельное топливо до полного удаления механических примесей. Запрещается очищать сетку фильтрующего элемента деревянным или металлическим скребком, а также щеткой;
  • собирают фильтр. Во избежание деформации пластмассового стакана болты крепления затягивают равномерно;
  • открывают кран топливного бака дизеля и прокачивают топливо топливоподкачивающим насосом для удаления воздуха из системы.

Отстой из фильтра тонкой очистки топлива нужно сливать через каждые 125 ч работы дизеля, отворачивая сливную пробку при открытом кране топливного бака. Сливают отстой до появления струи чистого топлива.

Замену фильтрующего элемента, с промывкой корпуса, производят при переходе к зимнему периоду эксплуатации, но не реже, чем через 1000…1500 ч работы. Если дизель начнет работать с перебоями и терять мощность, что свидетельствует о загрязнении топливного фильтра, его нужно менять независимо от наработки дизеля.

    Последовательность операций следующая:

  • закрыть кран топливного бака;
  • слить топливо из фильтра, отвернуть пробку в нижней части;
  • отвернуть гайки крепления крышки, снять крышку и фильтрующий элемент;
  • промыть внутреннюю полость корпуса;
  • собрать фильтр с новым фильтрующим элементом;
  • открыть кран топливного бака;
  • заполнить фильтр топливом и удалить воздух из системы.

[Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]

Техническое обслуживание топливных фильтров трактора Т-40

Техническое обслуживание за топливными фильтрами состоит в периодической промывке элемента грубой очистки топлива и смене элементов тонкой очистки, а также в периодическом сливе отстоя из фильтров.

Слив отстоя топлива из фильтров-отстойников основного и пускового баков производите через 60 часов работы двигателя. Операции по уходу за топливными фильтрами требуют особого внимания, так как от этого зависит длительная работа топливного насоса и форсунок. При засорении фильтров наблюдается падение мощности двигателя. Фильтр грубой очистки топлива промывайте через каждые 240 часов работы двигателя.

    Для этого выполните следующие операции:

  1. Закройте кран топливного бака.
  2. Снимите стакан фильтра.
  3. Отверните корпус 14 с сеткой (рис.).
  4. Промойте в дизельном топливе фильтрующий элемент, направляющую шайбу и стакан 17.
  5. Поставьте на место фильтрующий элемент, проверив правильность установки направляющей шайбы. Наполните стакан фильтра топливом и установите его на место.
  6. Откройте кран топливного бака и заполните топливную систему топливом.

Рис. Топливные фильтры:

1 — пробка отверстия для слива отстоя; 2 — пружина; 3 — шайба; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — упорная шайба; 6 — колпак фильтра тонкой очистки топлива; 7 — фильтрующий элемент тонкой очистки; 8 — стержень; 9 — гайка глухая; 10 — калиброванное отверстие; 11 — пробка; 12 — шпилька; 13 — корпус фильтров; 14 — корпус сетки; 15 — сетка; 16 — успокоитель; 17 — стакан фильтра грубой очистки топлива; 18 — гайка-барашек.

Замену загрязненных элементов фильтра тонкой очистки топлива при необходимости производите через 960 часов работы двигателя. Для замены элементов фильтра слейте топливо из фильтра, очистите от грязи и пыли корпус фильтра, снимите колпаки и поставьте новые элементы. Детали фильтра перед сборкой тщательно промойте в дизельном топливе. После замены элементов удалите из топливной системы воздух. [Тракторы Т-40, Т-40А. Руководство по эксплуатации. 1971 г.]