Неисправности коробки передач трактора ДТ-54А

Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла в корпусе, своевременном добавлении масла и замене его. Уровень масла в коробке передач проверяют при техническом уходе № 1. Меняют масло и промывают корпус коробки передач во время технического ухода № 3. При смене масла очищают магнитные пробки от металлических частиц.

Наружная течь масла определяется внешним осмотром коробки передач и заднего моста при неработающем тракторе. На подтекание масла указывает скопление масляной грязи в местах соединений деталей. Подтекание обычно устраняют подтягиванием болтов крепления соединений, заменой прокладок и сальников. Наиболее часто встречающиеся неисправности коробки передач и способы устранения этих неисправностей приведены ниже.

    Не включается передача.

  1. Не включается муфта сцепления. Отрегулировать муфту сцепления, при необходимости заменить изношенные детали муфты сцепления.
  2. Затруднено перемещение кареток шестерен вследствие износа и забоин на шлицах вала. Зачистить уступы, забоины и заусенцы на шлицах вала.
  3. Наличие сколов и забоин на торцах зубьев шестерен. Зачистить забоины и сколы мелкозернистым наждачным камнем.
  4. Не отрегулирована тяга механизма блокировки. Отрегулировать тягу механизма блокировки.
    Не включается пятая передача.

  1. 1. Деформировалась вилка включения пятой передачи. Снять вилку и выпрямить ее рожки, при необходимости вилку заменить.
    Стуки и шум в коробке передач.

  1. На поверхностях зубьев шестерен имеются забоины и выкрошенный слой. Осмотреть шестерни коробки передач; зачистить забоины и заусенцы на зубьях шестерен. При износе рабочей поверхности зубьев шестерен коробки передач более чем на 1 мм или при выкрашивании поверхностного слоя шестерни заменяют, а венцы шестерен I и III передач перевертывают. Выпрессовывать и напрессовывать венцы следует осторожно, чтобы не повредить их. Венцы приклепывают горячими заклепками.
  2. Износ шлицевых соединений и подшипников коробки передач. Заменить изношенные детали.
    Коробка передач сильно греется.

  1. Низкий уровень масла в коробке. Проверить и долить масло до нормального уровня.
  2. Масло сильно загрязнено. Заменить масло, предварительно перед заправкой свежего масла промыть корпус коробки передач.
  3. Изношены подшипники. Заменить подшипники.

[Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]

Похожие материалы

Уход за муфтой сцепления трактора Т-25

При неправильной регулировке муфты, а также при замасливании накладок ведомого диска может возникнуть пробуксовка муфты.

Замасливание может произойти из-за плохого состояния уплотнений привода гидронасоса или двигателя. Для устранения замасливания необходимо разобрать муфту сцепления, вынуть ведомый диск, тщательно промыть накладки в бензине с помощью щетки и хорошо высушить.

    При износе фрикционных накладок ведомого диска муфту нужно регулировать в следующем порядке.

  1. Поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
  2. Снять крышку соединительного корпуса с левой стороны трактора.
  3. Ключом проворачивать коленчатый вал двигателя так, чтобы против люка поочередно останавливались три рычажка выключения муфты.
  4. Проверить щупом зазор между концом каждого рычажка и упорным подшипником; зазор должен быть 2—3 мм с разницей для отдельных рычажков не более 0,1 мм.

При несоответствии зазоров указанным величинам необходимо отвернуть контргайку и проворачивать регулировочный болт до установки требуемого зазора, после чего законтрить болт гайкой.

При чрезмерном уменьшении зазора между концами рычажков и подшипником муфты будет также наблюдаться постоянное вращение подшипника при включенной муфте, что вызовет быстрый износ рычажков и подшипника.
Если накладки износились до уровня головок заклепок, крепящих накладки, их заменяют.

Передний подшипник вала муфты и корпус отводки смазываются только при разборке трактора. Выжимной подшипник отводки имеет постоянную смазку. В процессе эксплуатации трактора необходимо периодически проворачивать шплинт в нижней части соединительного корпуса для выпуска просочившегося через сальники масла. [Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972 г.]

ТО и регулировки сцепления тракторов МТЗ и ЮМЗ

Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.

При ТО-1 (60 для старых моделей и 125 моточасов работы для новый моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой "Лигол-24", "Солидол С" или "Солидол Ж" через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.

При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы для новый моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.

Рис. 1. Сцепление тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:

а – устройство; 1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – отжимной рычаг; 4 – регулировочный винт; 5 – отводка; 6 – тормозок; 7 – вилка выключения; 8 – вал вилки; 9 – нажимная пружина; 10 – опорный диск; 11 – нажимной диск; 12 – ступица ведомого диска; 13 – вал; 14 – демпферное соединение; 15 – соединительный диск;
б – механизм управления; 1 – педаль; 2 – рычаг педали; 3 – пружина сервоустройства; 4 – упорный болт; 5 – болт; 6 – кронштейн; 7 – ось кронштейна; 8 – тяга сцепления; 9 – рычаг; 10 – пружина; 11 – тяга тормозка; 12 – резьбовая муфта; 13 – рычаг тормозка

В тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 проверяют свободный ход педали — это основной показатель правильности регулировки сцепления и тормозка. Свободный ход педали (см. рис. 1, б) сцепления должен быть 40-45 мм, ч го соответствует зазору 3 мм между выжимным подшипником и отжимными рычагами. Зазор между подшипником и головкой каждого отжимного рычага не должен отличаться один от другою более чем на 0,3 мм.
Управление сцеплением и тормозком сблокировано. Для их регулировки отсоединяют тягу 11 тормозка от рычага 9. Освобождают педаль от воздействия пружины сервоустройства, для чего ввертывают болт 4 до упора в кронштейн 6 и ослабляют болты 5 для возможности перемещения кронштейна 6.
Изменяя длину тяги 8, устанавливают свободный ход педали 40-45 мм. Придают кронштейну 6 крайнее верхнее положение, поворачивая его вокруг оси 7 до упора в болт 5, и затягивают болты крепления кронштейна. Вывертывая болт 4, возвращают педаль в исходное положение до упора в ролик. Если педаль переместить на величину свободного хода, пружина должна возвратить ее в первоначальное положение.
Для регулировки тормозка отсоединяют тягу 11 от рычага 13 и поворачивают его против часовой стрелки до упора. В этом положении соединяют временно тягу 11 с рычагом 13, а затем укорачивают длину тяги на 7 мм. Вновь соединяют тягу с рычагом, зашплинтовывают палец, надежно затягивают контргайки.
Если сцепление подвергалось разборке, то положение отжимных рычагов 3 (см. рис. 1, а) нарушается. Поэтому их необходимо отрегулировать при помощи регулировочных винтов 4 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с подшипником отводки до торца ступицы опорного диска составляло 12±0,5 мм. Разность этого размера для отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. После регулировки винты стопорят контргайками.

    Тракторы семейства ЮМЗ. В сцеплении тракторов ЮМЗ-6Л, ЮМЗ-6М производят следующие регулировки:

  • свободного хода педали (зазор между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами);
  • хода педали до упора в защелку, обеспечивающего полное выключение главного сцепления;
  • зазора между упорными болтами и передним нажимным диском, обеспечивающим выключение главного без выключения сцепления привода ВОМ.

Регулировку сцеплений ведут в такой последовательности.
Устанавливают свободный ход педали сцепления в пределах 30+5 мм изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода тягу следует удлинить, а для уменьшения — укоротить.
Проверяют ход педали до упора в защелку, который должен быть 145±5 мм. При необходимости ход педали регулируют тягой привода блокировочного валика. Для увеличения хода педали тягу укорачивают, а для уменьшения — удлиняют.
Регулируют механизм сервоусилителя так, чтобы обеспечить минимальное усилие на педали при выключении сцепления и четкий возврат педали в исходное положение. Регулировку производят перемещением кронштейна сервоусилителя по овальным отверстиям. Пружины сервоусилителя поджимают упорным винтом, для чего его отвертывают на 3-8 мм.
Снимают крышку нижнего люка в корпусе сцепления и завертывают болты 24 до упора (см. рис. 2), а затем отворачивают каждый из них на 7/6 оборота (семь щелчков стопорного устройства).

Рис. 2. Сцепление тракторов ЮМЗ-6Л и ЮМЗ-6М:

а – устройство; б – механизм управления; 1 – картер сцепления; 2 – маховик; 3 – тяга; 4, 5 – пружины; 6 – вал; 7 – подшипник; 8 – игольчатый подшипник; 9 – упорная втулка отводки; 10 – ведомый диск; 11 и 13 – передний и задний нажимные диски; 12 – ведомый диск привода ВОМ; 14 – опорный диск; 15 – отжимной рычаг; 16 – корпус отводки; 17 – кронштейн отводки; 18 – трубчатый вал; 19 – ведомая шестерня привода ВОМ; 20 – вилка отводки; 21 – валик вилки; 22 – рычаг; 23 – ведущий палец нажимных дисков; 24 – упорный болт; 25 – пружина; 26 – упор; 27 – рычаг блокировочного валика; 28 – блокировочный валик; 29 и 32 – тяги; 30 – педаль; 31 – рычаг сервомеханизма; 33 – защелка; 34 – педаль защелки

При сильном износе ведомых дисков сцепления его регулировку проводят изменением положения отжимных рычагов с одновременным изменением длины основной тяги.

    Регулировку выполняют в такой последовательности:

  • снимают крышку нижнего люка сцепления;
  • регулируют отжимные рычаги с помощью гаек так, чтобы обеспечить размер 73,5 мм между торцом ступицы ведомого диска ВОМ и кулачками отжимных рычагов;
  • изменяют длину основной тяги и устанавливают зазор 3-4 мм между упорной втулкой отводки и отжимными рычагами. Разность зазоров для трех рычагов не должна превышать 0,3 мм. После окончательною установления зазора гайки отжимных рычагов зашплинтовывают;
  • завертывают болты 24 до упора, а затем отпускают каждый из них на 7/6 оборота.

При работе нового или отремонтированного (с заменой дисков) сцепления происходит интенсивная приработка дисков и нарушается первоначальная регулировка. На период приработки (примерно 30 ч работы трактора) зазор между втулкой отводки и отжимными рычагами допускается 3+1 мм, а разность зазоров для трех отжимных рычагов не должна превышать 1,3 мм.

Сцепления тракторов ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ и ЮМЗ-8070…ЮМЗ-8280 отличается между собой только конструкцией и расположением механизма управления. Регулируют сцепление после обкатки трактора и через каждые 500 моточасов работы. В сцеплении регулируют зазор между предохранительным кольцом 6 (см. рис. 3) отжимных рычагов 4 и упорной втулкой 7 выжимного подшипника, а также зазор между упорными болтами 8 и упорами 9 на нажимном диске 3 главного сцепления.

Рис. 3. Сцепление тракторов ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ и ЮМ3-8070…ЮМ3-8280:

1 – масленка; 2 – ведомый диск; 3 – нажимной диск; 4 – отжимной рычаг; 5 – регулировочная гайка; 6 – предохранительное кольцо; 7 – упорная втулка; 8 – упорный болт; 9 – упор; 10 – валик механизма переключения BOM; 11 – вилка; 12, 13 – ведомые шестерни I и II ступеней ВОМ; 14 – поводок механизма переключения ВОМ

Рис. 4. Управление сцеплением тракторов ЮМЗ:

а – ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ; 1 – гайка; 2, 6 – тяги; 3 – блокировочный валик; 4 – упор; 5, 7 – рычаги; 8 – болт; 9 – кронштейн; 10 – винт; 11 – гидроусилитель; 12, 13 – нагнетательный и сливной маслопроводы; 14 – палец; 15 – фиксатор; 16 – педаль; 17 – рукоятка; А – упор педали;
б – ЮМЗ-8070…ЮМЗ-8280; 1 – педаль; 2, 16 – тяги; 3 – фиксатор; 4 – рукоятка; 5, 12 – пружины; 6 – рычаг; 7 – гайка; 8 – качалка; 9 – кронштейн; 10 – регулировочный винт; 11 – кронштейн; 13 – гидроусилитель; 14 – рычаг отводки; 15, 18 – пальцы; 17 – вилка тяги; 19 – рычаг; А – упор; Б – слив масла в бак; В – паз в рычаге; Г – подвод масла от насоса, П – паз в держателе

Тракторы ЮМЗ-6КЛ, ЮМЗ-6КМ.

    Последовательность регулировки.

  1. Снять крышку нижнего люка в корпусе сцепления.
  2. Завернуть упорные болты 8 до соприкосновения их с упорами 9, а затем отвернуть каждый из них на семь щелчков стопорного устройства, что соответствует зазору 1,75 мм между упорными болтами и упорами 9.
  3. Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) привода механизма управления сцепления от рычага 7 отводки.
  4. Повернуть рычаг 7 вверх до упора выжимного подшипника в предохранительное кольцо отжимных рычагов, а затем отпустить его на 4,5 мм что соответствует зазору 3-4 мм между предохранительным кольцом и упорной втулкой выжимного подшипника.
  5. Отрегулировать, не изменяя положения рычага 7, длину тяги 6 до совпадения отверстии в тяге с отверстием в рычаге и соединить их.

После значительного износа дисков сцепления восстановление зазора между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорном втулкой выжимного подшипника изменением длины тяги 6 может оказаться невозможным. В этом случае нужно изменить положение отжимных рычагов, а затем укоротить тягу 6 и в указанном порядке (см. п. 4 и 5) отрегулировать зазор.

    Для изменения положения отжимных рычагов необходимо выполнить следующее.

  1. Снять крышку нижнею люка в корпусе сцепления расшплинтовать гайки 5 (см. рис. 3) тяг отжимных рычагов.
  2. Отрегулировать вращением гаек 5 положение отжимных рычагов 4 так, чтобы предохранительное кольцо находилось на расстоянии 83+0,5 мм от плоскости фланца ступицы ведомою диска 2 ВОМ. Предохранительное кольцо после регулировки должно находится в плоскости, перпендикулярной оси вращения, т. е. в плоскости, параллельной упорной втулке 7 выжимного подшипника. Непараллельность не должна превышать 0,3 мм. Перед окончательной проверкой параллельности гайки 5 нужно зашплинтовать.

После замены дисков или другого ремонта сцепления положение отжимных рычагов 4 тоже должно быть отрегулировано гайками 5 так, чтобы расстояние между плоскостью фланца ступицы ведомого диска 2 ВОМ и плоскостью предохранительного кольца 6 было равно 83±0,05 мм.

Регулировка механизма управления сцепления.

    В случае ремонта или замены деталей механизма управления сцепления отрегулировать его необходимо в такой последовательности.

  1. Отсоединить тягу 6 (см. рис. 4, а) от рычага 7 и освободить педаль, отвернув гайки 1.
  2. Убедиться, что кронштейн 9 через болт 8 упирается в стенку корпуса сцепления. При необходимости отрегулировать положение болта.
  3. Подвести рычаг 5 к упору 4 вращением винта 10.
  4. Отрегулировать зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов сцепления и соединить тягу 6 с рычагом 7.
  5. Отрегулировать механизм блокировки передач изменением длины тяги 2.
  6. Запустить двигатель и проверить работу привода. Обратите внимание, что после пуска двигателя рычаг 5 должен остаться на упоре 4. Если после начала работы двигателя рычаг отходит от упора, нужно ослабить затяжку гаек 1. Педаль при этом должна остаться прижатой к упору А.

Регулировка предохранительного клапана гидроусилителя механизма управления сцеплением.

    В случае разборки-сборки или появления признаков нарушения в работе предохранительного клапана необходимо проверить давление и отрегулировать клапан в такой последовательности.

  1. Отсоединить (при остановленном двигателе) от гидроусилителя сливной маслопровод 13 и на его место установить манометр. Заглушить отсоединенный маслопровод, так как во время проверки клапана из него будет вытекать масло.
  2. Запустить двигатель, установить максимальную частоту вращения коленчатого вала и снять показания манометра.
  3. Отрегулировать при необходимости клапан на давление 3±0,5 МПа, при этом температура масла должна быть 50±5°С.

Регулировка механизма блокировки.

    При затруднении переключения передач необходимо отрегулировать механизм блокировки в такой последовательности.

  1. Отсоединить тягу 2 от блокировочного валика 3.
  2. Провернуть блокировочный валик в положение, при котором передачи свободно переключаются и поставить одну из передач у полувключенное положение.
  3. Нажать на педаль 16 до упора её в фиксатор 15. При затруднении нажатия на педаль освободить ее, отвернув гайки 1.
  4. Провернуть блокировочный валик 3 по часовой стрелке до соприкосновения (на ощупь) его кромки с фиксатором в коробке передач.
  5. 0трегулировать длину тяги 2, сохранив указанное положение педали и блокировочного валика, и установить ее на место.
  6. Проверить регулировку тяги переключением передач при нажатой педали сцепления. Если переключение передач затруднено, укоротить тягу на 0,5-1 оборот вилки.
  7. Закрутить гайки 1 (если их отворачивали) и проверить правильность их затяжки. Гайки затянуты правильно, если педаль 16 прижата к упору А и после пуска двигателя рычаг 5 остается на упоре 4.

Тракторы ЮМ3-8070…ЮМ3-8280.

    Регулируют сцепление и его привод в такой последовательности.

  1. Установить зазор между упорной втулкой выжимного подшипника и предохранительным кольцом отжимных рычагов, равным 4+0,5 мм. для чего необходимо:
    расшплинтовать и вынуть палец 18 (рис. 4, б);
    винтом 10 установить гидроусилитель 13 с рычагом 14 в верхнее крайнее положение;
    отвернуть винт 10 на 3 оборота и законтрить, что соответствует зазору 4+0,5 мм между предохранительным кольцом отжимных рычагов и упорной втулкой выжимного подшипника, а следовательно, свободному-ходу педали сцепления, равному 30+10 мм, поршень гидроусилителя при этом должен находится в нижнем крайнем положении;
  2. Отрегулировать длину тяги 16 вилкой 17 до совмещения отверстий в тяге и рычаге 19.
  3. Вставить и зашплинтовать палец 18. При установке тяги 16 педаль 1 должна упираться в упор А, а поршень и золотник гидроусилителя должны находится в нижних крайних положениях.
  4. Проверить и при необходимости отрегулировать привод механизма блокировки переключения передач, для чего:
    ослабить гайку 7;
    посредством кронштейна 9 через качалку 8 совместить паз П в держателе и паз В в рычаге 6;
    затянуть гайку 7;
    убедиться, что педаль 1 упирается в упор А.
  5. Запустить двигатель и проверить работу привода. Отрегулированный механизм блокировки передач должен обеспечивать разблокировку валиков синхронизированной коробки передач при ходе педали до упора в фиксатор 3.

Остальные регулировки (зазор между упорными болтами и нажимным диском, регулировки сцепления при сильном износе ведомых дисков) аналогичны рассмотренным выше.

Основные показатели и регулировочные параметры сцеплений рассматриваемых тракторов приведены в табл.

[Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]