Вал отбора мощности трактора ДТ-175С

Вал отбора мощности (ВОМ) служит для привода сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором. Он имеет зависимый привод, т. е. при выключении сцепления одновременно с остановкой трактора прекращается вращение его выходного вала.

Вал отбора мощности представляет собой двухскоростной шестеренный редуктор, смонтированный в корпусе 4 (рис. 1) и установленный на заднюю плоскость корпуса трансмиссии.

Рис. 1. Вал отбора мощности:

1 — ведущий вал; 2 — вал ведущих шестерен; 3 — распорная втулка; 4 — корпус редуктора ВОМ; 5 и 7 — ведущая шестерня; 6 — пробка заливного отверстия; 8 — крышка; 9 — запорное пружинное кольцо; 10 — упорная шайба; 11 — пружинные упорные кольца; 12 — стакан подшипника; 13 — маслоотражательная шайба; 14 — проставки; 15 — запорное кольцо съемного хвостовика; 16 — защитный кожух; 17 —втулка хвостовика; 18 — фланец; 19 — хвостовик ВОМ с эвольвентными шлицами; 20 — хвостовик ВОМ с прямобочными шлицами; 21 — колпак; 22 — манжета; 23 — уплотнительное резиновое кольцо; 24 — ведомый вал; 25 — ведомая шестерня; 26 — задняя вилка переключения; 27 — передняя вилка переключения; 28 — сливная пробка; 29 — поддон; 30 — ведомая шестерня; 31 — втулка; 32 — запорное кольцо; 33 — гайка; 34 — замковая шайба; 35 — валик переключения; 36 — задний валик; 37 — передний валик; 38 — рычаг переключения вилки.

Вал 2 приводится во вращение от ведущего вала 1, который соединен с первичным валом коробки передач, связанным с выходным валом гидротрансформатора. Редуктор позволяет получить две частоты вращения хвостовика ВОМ при включенном гидротрансформаторе: первая — 540 мин-1 и вторая — 1000 мин-1.

Первую частоту вращения сменного хвостовика 20 с прямобочными шлицами включают, перемещая по шлицам ведомого вала 24 ведомую шестерню 25 вилкой переключения 26 (рычаг вниз); вторую частоту вращения сменного хвостовика 19 с эвольвентными шлицами — перемещением ведомой шестерни 30 вилкой 27 переключения (рычаг вверх). Вилки 26 и 27 по валику 35 перемещают рычагом ВОМ из кабины трактора с помощью системы тяг и рычагов. Из кабины трактора можно включать и выключать только одну какую-нибудь частоту вращения ВОМ.

Вращающиеся детали привода ограждены защитным кожухом 16. Если ВОМ не используют, то хвостовик выходного вала закрывают колпаком 21.

Смазочная система ВОМ, объединенная о подобной системой трансмиссии, — комбинированная, т. е. за счет разбрызгивания с принудительной подачей масла. При заправке трансмиссии свежим маслом необходимо залить в корпус ВОМ 2 л масла через отверстие, закрываемое пробкой 6. Сливают масло из корпуса ВОМ через отверстие, закрываемое пробкой 28.

Следует иметь в виду, что ведущий вал 1 легко вынимается без снятия редуктора ВОМ с корпуса заднего моста. Для этого снимают крышку 8 подшипника, запорное кольцо 9, упорную шайбу 10 ведущего вала и, ввернув болт в резьбовое отверстие на торце ведущего вала, ведущий вал. На место его устанавливают в обратной последовательности. [Трактор ДТ-175С. Шевчук В.П. и др. 1988 г.]

Похожие материалы

Вал отбора мощности трактора Т-150К

Вал отбора мощности (ВОМ) служит для передачи части или всей мощности дизеля навесным или прицепным машинам, агрегатируемым с трактором.

Рис. 1. Редуктор ВОМ:

1 — регулировочный винт; 2 — ведущий вал; 8 — дистанционная втулка; 4 — втулка; 5 — стопорное кольцо; 6 — гайка; 7 — крышка; 8 — контрольная пробка.

На тракторе применен независимый ВОМ (рис. 1), который состоит из редуктора с гидроподжимной муфтой и тормозом, привода и механизма управления гидроподжимной муфтой. Привод ВОМ состоит из карданного вала, промежуточной опоры и двойного шарнира.

Рис. 2. Схема механизма управления гидроподжимной муфтой ВОМ:

1 — регулировочный винт; 2 — рычаг эксцентрика, 3 — пробка; 4 — тяга, 5 — вилка; 6 — промежуточный рычаг; 7 — тросик; 8 — кронштейн упора; 9 — кронштейн кабины; 10 — рычаг управления, 11 — корпус.

Механизм управления гидроподжимной муфтой ВОМ состоит из рычага 10 (рис. 2) управления, расположенного в кабине трактора и имеющего два фиксированных положения: верхнее — включено, нижнее — выключено; тросика 7; промеж уточного рычага 6; регулировочной вилки 5; тяги 4; рычага 2 эксцентрика клапанного механизма гидросистемы редуктора ВОМ. [Трактор Т-150К. Под ред. Кашубы А.П. 1983 г.]

Похожие материалы

Привод вала отбора мощности

Для передачи вращения от двигателя к активным рабочим органам сельскохозяйственных машин и орудий трактор Т-25 оборудован валом отбора мощности (ВОМ).

Рис. 1. Привод вала отбора мощности:

1 — сухарик вилки выключения; 2 — вилка выключения ВОМ; 3 — ось рычага; 4 — войлочный сальник; 5 — рычаг выключения ВОМ; 6 — плоская пружина рычага выключения; 7 — рукоятка рычага; 8 — промежуточный вал; 9 — двурядный шариковый подшипник; 10 — центрирующая втулка; 11 и 13 — стопорные кольца; 12 — болт крепления вилки выключения; 14 — шариковый подшипник; 15 — гайка; 16 — самоподжимной сальник; 17 — защитный колпак; 18 — вал отбора мощности; 19 — гнездо сальников; 20 — корпус гидроподъемника; 21 — стопорное кольцо; 22 — зубчатая муфта; 23 — втулка; 24 — стопорное кольцо; 25 — шлицованная втулка.

Привод вала отбора мощности состоит из промежуточного вала 8 (рис. 1), установленного в корпусе главной передачи, вала 18 и механизма его включения, размещенных в нижнем отсеке корпуса гидроподъемника.

Промежуточный вал и вал отбора мощности выполнены заодно с зубчатыми венцами, которые соединяет во включенном положении вала зубчатая муфта 22.

На шейку промежуточного вала до упора в зубчатый венец напрессовано и зафиксировано пружинным стопорным кольцом 24 внутреннее кольцо двухрядного шарикоподшипника 9. Наружное кольцо подшипника установлено в расточке корпуса главной передачи. От осевых смещений наружное кольцо удерживают бурт корпуса и втулка 10, которая одновременно центрирует корпус 20 гидроподъемника относительно корпуса главной передачи. В кольцевой канавке втулки размещено пружинное кольцо 11, зажатое между стенкой главной передачи и корпусом гидроподъемника.

В расточку на торце промежуточного вала запрессована бронзовая втулка 23, которая служит передней опорой вала 18 отбора мощности. Для подвода масла к трущимся поверхностям втулки в валу выполнены специальные сверления. К переднему шлицованному концу промежуточного вала 8 приклепала втулка 25, при помощи которой промежуточный вал соединен с приводным валиком дополнительной передачи.

Подшипник 14, который служит второй опорой вала 18, установлен в расточке корпуса гидроподъемника между пружинным стопорным кольцом 13 и гнездом 19 сальников. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано на шейку вала до упора в наружное стопорное кольцо 21 и зажато гайкой 15 с замковой шайбой. Шлицевой конец вала отбора мощности закрыт защитным колпаком 17, прикрепленным болтами вместе с гнездом сальников к корпусу гидроподъемника.

При работе с приводом ВОМ защитный колпак снимают, а на шлицы вала устанавливают детали, которые соединяют вал с приводом сельскохозяйственной машины. Радиальная канавка на шлицевом конце вала предназначена для фиксации устанавливаемых на вал деталей.

Механизм включения вала отбора мощности состоит из вилки 2 и рычага 5, приваренного к оси 3. Вилка 2 закреплена на оси болтом 12, в сверлениях рожек вилки установлены сухарики 1, которые входят в радиальную канавку зубчатой муфты 22.

К рычагу 5 приклепана плоская пружина 6, на конце которой закреплена пластмассовая рукоятка 7. Для включения ВОМ необходимо переместить рукоятку назад до прохода пружины через прилив на корпусе гидроподъемника. При этом вилка 2 передвинет муфту 22 вперед и соединит зубчатые венцы промежуточного вала 8 и вала 18 отбора мощности.

В выключенном положении зубчатая муфта полностью расположена на зубьях вала 18 и поэтому вращение с промежуточного вала не передается. Включение и выключение ВОМ следует выполнять только при выключенной муфте сцепления.

Подшипники и шестерни вала отбора мощности смазываются маслом, поступающим из корпуса главной передачи, и дополнительной смазки не требуют. Два самоподжимных сальника 16 предохраняют от течи масла из полости ВОМ. Войлочное кольцо обеспечивает уплотнение расточки под ось рычага выключения. [Трактор Т-25. Устройство и эксплуатация. Герасимов А.Д. и др. 1972 г.]

Похожие материалы