Навесное устройство трактора ДТ-75Н

Навесное устройство (рис. 1) — рычажно-шарнирное четырехзвенного типа, предназначено для присоединения к трактору навесных и полунавесных машин и орудий и обеспечения их правильной установки в рабочем и транспортном положениях. Оно установлено сзади трактора на специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек.

Трактор ДТ-75Н. Навесное устройство
Рис. 1. Навесное устройство: 1 — ось верхняя; 2 — рычаг штока; 3 — рычаг подъемный левый; 4 — тяга верхняя (центральная); 5 — вал рычагов; 6 — муфта; 7 — стойка; 8 — рычаг подъемный правый; 9 — головка верхней тяги; 10 — палец в сборе; 11 — муфта регулировочная верхней тяги; 12 — пружина амортизатора верхней тяги; 13 — вилка верхней тяги; 14 — серьга раскоса; 15 — винт раскоса верхний; 16 — муфта раскоса регулировочная; 17 — винт раскоса нижний; 18 — вилка раскоса; 19 — раскос правый; 20 — рым-болт; 21 — тяга нижняя правая; 22 — стремянка; 23 — вилка; 24 — палец раскоса; 25 — винт растяжки; 26 — фиксатор; 27 — палец левой нижней тяги; 28 — пружина пальца левой нижней тяги; 29 — муфта регулировочная ограничительной цепи; 30 — цепь ограничительная; 31 — головка нижних тяг центральная; 32 — тяга нижняя левая; 33 — раскос левый; 34 — ось нижняя; 35 — упор

Навесное устройство состоит из следующих сборочных единиц и деталей: двух подъемных рычагов 3 и 8, двух нижних тяг 21 и 32, верхней тяги 4, двух раскосов 19 и 33, верхней оси 1, вала рычагов 5, нижней оси 34 и двух ограничительных цепей 30.

На верхней оси 1 свободно вращается полый вал рычагов 5, на шлицевых концах которого установлены подъемные рычаги 3 и 8. На левом конце вала расположен рычаг 2 штока, свободно вращающийся на валу. Если золотник распределителя установлен в положение «подъем», поршень силового цилиндра под давлением масла действует через шток на рычаг штока, который свободно поворачивается до тех пор, пока его опорная площадка не упрется в площадку на нижней стороне левого подъемного рычага. После этого будут поворачиваться подъемные рычаги, которые раскосами 19 и 33 поднимают нижние тяги 21 и 32 вместе с орудием транспортное положение.

В средней части к валу рычагов шарнирно прикреплена верхняя центральная тяга 4. Тяга состоит из вилки 13 с пружинным амортизатором 12, регулировочной муфты 11 и головки 9 с пальцем в сборе 10.

Нижняя ось 34 прикреплена к соединительным кронштейнам рамы при помощи бугелей прицепного устройства. На оси установлены две центральные головки 31, соприкасающиеся друг с другом при двухточечной схеме наладки и раздвинутые вдоль оси до соприкосновения с соединительными кронштейнами рамы при трехточечной схеме. К головкам крепятся нижние тяги 21 и 32.

К задним сферическим шарнирам нижних тяг и верхней центральной тяги присоединяется навесное орудие. В каждой нижней тяге предусмотрено телескопическое устройство, предназначенное для облегчения подсоединения навесных орудий к трактору. При снятом пальце 27 нижние тяги могут раздвигаться на 80 мм. В рабочем положении палец удерживается фиксатором 26 и пружиной 28.

Нижние тяги и подъемные рычаги соединены раскосами 19 и 33, которые состоят из вилки 18, нижнего винта 17, регулировочной муфты 16, верхнего винта 15 и серьги 14.

Для ограничения поперечных перемещений навесных орудий служат ограничительные цепи 30. Цепи должны быть натянуты так, чтобы задние концы тяг с навешенным орудием в транспортном положении перемещались не более чем на 30 мм в ту и другую стороны. Длину цепей изменяют при поднятом положении орудия, вращая регулировочные муфты 29, в резьбовые отверстия которых ввернуты винты 25.

В навесном устройстве регулируют длину верхней тяги и раскосов.

Навесное устройство имеет специальную тягу для фиксации навешенной машины (орудия) или самого навесного устройства в транспортном положении.

Тяга состоит из муфты 6, свободно проворачивающейся на валу рычагов 5, и вилки 23 которая в транспортном (поднятом) положении соединяется с нижней тягой 21 при помощи рым-болта 20 и пальца.

Для перевода навесного устройства в рабочее (опущенное) положение отсоедините вилку 23 от нижней тяги (предварительно сняв с нее нагрузку путем перевода рычага и распределителя, при работающем насосе гидросистемы, в положении «подъем») и присоедините ее к правой стойке 7 при помощи пальца.

Автоматическая сцепка СА-2. Конструкцией механизма навески предусмотрена возможность установки автоматической сцепки для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин к трактору одним трактористом с места водителя в кабине трактора.

Соединение механизма навески трактора с сельхозмашиной осуществляется с помощью сцепки, установленной на нем, и сопрягаемого со сцепкой устройства — «Замка», устанавливаемого на сельхозмашине (замок не входит в конструкцию сцепки).
Автоматическая сцепка СА-2
Рис. 2. Автоматическая сцепка: 1 — рукоятка; 2 — кронштейн-повыситель; 3— собачка; 4 — рамка; 5 — палец; 6 — щека

Автоматическая сцепка СА-2 (рис. 2) состоит из рамки 4, сваренной из двух квадратных труб, сменных пальцев 5, кронштейна-повысителя 2 и рукоятки 1 с тросиком. При помощи сменных пальцев 5, с разными диаметрами цапф, рамка 4 присоединяется к продольным тягам механизма навески трактора.

Присоединение рамки 4 к центральной тяге навесной системы трактора осуществляется при помощи щеки 6 (верхние отверстия). Отверстия на щеке 6 используются также для крепления кронштейна-повысителя. Собачка 3 с помощью пружины фиксирует соединение рамки 4 с замком сельхозмашины. Управление автоматической сцепкой осуществляется из кабины трактора.

    В процессе эксплуатации трактора, оборудованного механизмом навески, соблюдайте следующие правила:

  • систематически проверяйте затяжку резьбовых соединений, особенно болтов бугелей нижней оси и болтов крепления крышки верхней оси механизма навески и при необходимости подтягивайте их;
  • содержите механизм навески в чистоте, регулярно очищая его от пыли и грязи;
  • при надевании шарниров на пальцы рамы орудия не пользуйтесь молотком, так как забоины, образующиеся от ударов, приводят к быстрому износу шарниров;
  • регулярно смазывайте солидолом или моторным маслом резьбовые соединения раскосов и верхней тяги, предварительно очистив их от пыли и грязи;
  • при установке сборочных единиц механизма навески на хранение все резьбовые соединения, а также неокрашенные места (шарниры, пальцы, поверхности нижних тяг, служащие для телескопической раздвижки) смазывайте солидолом;
  • следите за натяжением цепей растяжек. При обнаружении ослабления натяжения цепей подтягивайте их при поднятом положении орудия, фиксирующие хомуты растяжек при этом должны быть надежно стянуты болтами.

Агрегатирование трактора с сельскохозяйственными машинами. Наличие на тракторе семиступенчатой коробки передач, позволяющей получать скорости движения трактора в широком диапазоне, гидронавесной системы, вала отбора мощности, возможность установки ходоуменьшителя (для получения низких скоростей движения) или реверс-редуктора, узких гусениц (шириной 240 мм вместо 390 мм), автосцепки и тягово-сцепного устройства обеспечивают широкое применение трактора ДТ-75Н на самых различных работах в сельском хозяйстве, а также в других отраслях народного хозяйства в агрегате с большим количеством машин и орудий.

Тракторы, комплектуемые реверс-редуктором, по заказу потребителя оборудуются специальными подушками на лонжеронах рамы для крепления поперечной балки, с помощью которой монтируется различное оборудование, например, бульдозерное. При монтаже в передней части трактора тяжелого навесного оборудования балластные грузы, закрепленные впереди на раме трактора, рекомендуется снять.

Перечень основных сельскохозяйственных машин и орудий, с которыми агрегатируется трактор.
Перечень основных сельскохозяйственных машин и орудий, с которыми агрегатируется трактор ДТ-75Н
Составление машинно-тракторных агрегатов. При комплектовании машинно-тракторного агрегата следует учитывать необходимость выполнения сельскохозяйственной операции с высоким качеством и наиболее полное использование тяговых и скоростных возможностей трактора. Правильный подбор ширины захвата или количества машин в агрегате и выбор оптимальной скорости движения позволяет при хорошем качестве получить наибольшую производительность.

Наиболее эффективный и экономичный режим работы машинно-тракторного агрегата такой, при котором загрузка тракторного дизеля близка к номинальной эксплуатационной.

Правильность подбора состава агрегата определяется в работе путем определения степени загрузки дизеля за счет перехода на высшую передачу. Если на более высокой передаче дизель работает нормально, значит, дизель на более низкой передаче был недогружен.

Если скорость трактора при нормально загруженном дизеле превышает допустимую по агротехническим требованиям, следует увеличить количество машин в агрегате (или использовать сельхозмашину с большей шириной захвата). Если при нормально загруженном дизеле скорость трактора ниже допускаемой по агротехническим требованиям, количество машин в агрегате следует уменьшить (или использовать сельхозмашину с меньшей шириной захвата).

На пахоте загрузку трактора можно проверить, увеличив глубину пахоты на 2—3 см против нормы. Если при этом дизель трактора будет работать с небольшой перегрузкой на большей части загона, значит первоначальный режим работы трактора выбран правильно.

    При составлении машинно-тракторных агрегатов необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Не следует перегружать трактор по тяге, так как при этом увеличивается износ деталей дизеля и других узлов трактора. Тяговое усилие на крюке трактора не должно превышать 3500 кгс.
    При работе на полях, имеющих уклон или холмистый рельеф, агрегат необходимо скомплектовать так, чтобы не перегружать трактор при движении на подъем.
    Для повышения производительности рекомендуется при этом маневрировать передачами тракторе, включая высшую при движении под уклон. Вместе с тем не следует злоупотреблять слишком частыми переключениями передач, так как при переключении агрегат останавливается, на что теряется время, а производительность снижается. Опытным путем установлено, что в обычных условиях работы включать высшую передачу нецелесообразно, если путь трактора до нового включения низшей передачи будет менее 100 м.
    Если при значительной недогрузке дизеля по условиям работы нельзя увеличить ширину захвата и перейти на высшую передачу, следует работать на частичных режимах дизеля, уменьшив подачу топлива. Если недогрузка сравнительно невелика и большая скорость не ухудшает качества работы, уменьшать подачу топлива не рекомендуется.

Работа трактора с навесными сельхозмашинами и орудиями. Навесные сельскохозяйственные машины соединяют в агрегат с трактором через шарниры нижних продольных и верхней центральной тяг навесного устройства или используют автосцепку СА-2.

В зависимости от вида выполняемых работ и марки присоединяемой машины навесное устройство налаживается по двух или трехточечной схеме.

При двухточечной схеме наладки обеспечивается большая маневренность агрегата, допускаются небольшие повороты (до 20°) трактора без выглубления рабочих органов машины.

По этой схеме к трактору присоединяют плуги и другие орудия с небольшой шириной захвата.

При агрегатировании трактора с навесными орудиями малой ширины захвата для обеспечения движения правой гусеницы на достаточном расстоянии от края обработанного поля (50—150 мм в зависимости от скорости движения и состояния почвы), нижние и верхнюю тяги навесного устройства смещают вправо. Для этого на нижней и верхней осях предусмотрено два дополнительных положения крепления тяг со смещением от продольной оси трактора на 58 и 116 мм.

Величина необходимого смещения в каждом конкретном случае определяется условием устойчивого прямолинейного движения агрегата с заглубленным орудием.

Трехточечная схема наладки, при которой нижние тяги навесного устройства образуют с рамой орудия трапецию, обеспечивают устойчивый ход орудия относительно трактора в поперечном направлении. По этой схеме подсоединяют такие машины, которые при движении должны иметь небольшие отклонения от траектории движения тракторе.

С завода тракторы отправляются с навесным устройством, налаженным по двухточечной схеме.

    Для переналадки навесного устройства на трехточечную схему необходимо выполнить следующие операции:

  • отверните стяжные болты левого и правого упоров 35 (рис. 1), снимите упоры с оси и раздвиньте правую и левую половины центральной головки 31 вдоль оси до соприкосновения с бугелями;
  • зафиксируйте правую и левую цилиндрические головки упорами 35. Обработанные и закаленные поверхности упоров должны быть направлены в сторону фиксируемых головок. Переднюю и заднюю половины упоров соедините болтами и затяните их;
  • установите и закрепите верхние концы раскосов с левом стороны задних головок подъемных рычагов. При этом фиксатор транспортного положения верхней тяги вместе с соответствующим пальцем должен быть установлен на правом подъемном рычаге;
  • установите верхнюю тягу вдоль продольной оси трактора.

Для получения из трехточечной схемы блокированного от поворотов в горизонтальной плоскости варианта наладки навесного устройства отсоедините передние концы блокировочных цепей, установите их в специальные проушины вилок нижних тяг и закрепите пальцами. После подсоединения орудия длину блокировочных цепей отрегулируйте до натяжения.

    При навешивании машин и орудий на навесное устройство трактора сделайте следующее:

  • снимите с бугелей прицепную и упряжную скобы, если они установлены, и поместите прицепную скобу между штырей стоек навесного устройства;
  • на прицепную скобу установите упряжную скобу со штырем;
  • вращением регулировочных муфт увеличьте до предела длину растяжек;
  • установите орудие в рабочее положение на ровной площадке, опустите нижние тяги навесного устройства и, сдав трактор задним ходом, подъезжайте к орудию так, чтобы расстояние между шарнирами нижних тяг и присоединительными пальцами орудия стало равным 20—60 мм;
  • установкой среднего золотника распределителя в положение «подъем» или «плавающее положение» добейтесь совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев сельскохозяйственного орудия по высоте;
  • сожмите рукой пружину 28 (рис. 1) пальца 27 левой нижней тяги и, повернув палец так, чтобы его рукоятка вышла из фиксатора 2. Выньте палец, вытяните тягу назад на необходимую длину, наденьте на присоединительные пальцы орудия и зафиксируйте от спадания чекой, то же проделать с правой
    тягой;
  • подсоедините верхнюю тягу к стойке навесного орудия;
  • сдайте трактор назад до выбора телескопичности в обеих нижних тягах (до жесткого упора подвижных деталей) и поднимите орудие;
  • установите пальцы 27 нижних тяг в отверстие, сжав пружины и повернув пальцы так, чтобы рукоятки пальцев вошли в фиксатор;
  • отрегулируйте длину растяжек с таким расчетом, чтобы при переездах по неровной дороге с повышенной скоростью концы нижних тяг имели боковое качание, не превышающее 20 мм в каждую сторону. Помните, что длину растяжек разрешается регулировать только при поднятом положении орудия;
  • если требуется сместить орудие вправо относительно продольной оси трактора нижние и верхнюю тяги сдвиньте вправо вдоль своих осей на необходимую величину и зафиксируйте в новом положении.
    При работе трактора с навесными машинами или орудиями необходимо выполнять следующие основные правила:

  • если трактор работает с машинами и орудиями, на требующими принудительного заглубления их рабочих органов, подъемный рычаг 3 должен быть рассоединен с рычагом штока основного силового цилиндра. В этом случае, чтобы поставить орудие в рабочее положение, установите рычаг управления основным силовым цилиндром в «плавающее» положение;
  • следите за тем, чтобы рычаг распределителя ив положения «подъема» и «принудительного опускания» возвращался в нейтральное положение автоматически. В противном случае вручную переведите рычаг в нейтральное положение после окончания подъема или принудительного опускания;
  • в случае, если в агрегате с трактором работают широкозахватные сельскохозяйственные машины и орудия, которые имеют опорные колеса (сеялки, культиваторы и т.п.), раскосы навесного устройства установите на свободный ход. Позволяющий машинам и орудиям приспосабливаться к рельефу поля в поперечной плоскости. Для этого выньте палец 24 и поместите его в инструментальный ящик;
  • во время работы с навесными машинами опускать машины в рабочее положение надо только после того, как закончен поворот, трактор вошел в загонку и движется прямолинейно;
  • поднимайте навесные машины в транспортное положение в конце гона только при прямолинейном движении трактора; поворот начинайте только тогда, когда все рабочие органы полностью выйдут из почвы.
    Категорически запрещается поворот трактора с орудием:
    а) если оно не поднято в крайнее верхнее положение;
    б) при ослабленных цепях растяжек или при их отсутствии;
  • при работе с заглубленными орудиями, присоединенными по двухточечной схеме, допускаются повороты агрегата под углом не более 0,35 рад (20°);
  • в начале работы тракторного агрегата окончательно установите орудия относительно трактора в соответствии с инструкцией по эксплуатации этого орудия. Равномерная глубина обработки достигается изменением длины верхней тяги при помощи регулировочной муфты. При работе трактора с навесным плугом чрезмерное заглубление передних рабочих органов, кроме удлинения верхней тяги, может быть устранено некоторым укорочением правого раскоса;
  • при первом заезде агрегата с машинами или орудиями, имеющими опорные колеса (копирующее устройство), необходимо установить высоту опорных колес над рабочими органами в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих машин, после установки колес их стойки плотно затяните зажимами;
  • переезжайте через канавы, неровности и другие препятствия осторожно, на малой скорости, не допуская резких кренов трактора и большого раскачивания навешенных машин;
  • перед транспортным перегоном трактора навесное устройство (с навешенным орудием или без орудия) фиксируйте в поднятом положении при помощи специальной тяги в следующем порядке:
    а) отсоедините тягу (рис. 1) от скобы правой стойки, вынув палец, соединяющий их;
    б) при работающем насосе гидросистемы поставьте средний рычаг управления золотником распределителя в положение «подъем» и переведите навесное устройство в поднятое положение;
    в) соедините тягу с находящимся на правой нижней тяге рым-болтом 20 при помощи пальца, который после установки зафиксируйте шплинтом.
    В случае необходимости длину тяги регулируйте заворачиванием или отворачиванием вилки 23 до соединения ее с рым-болтом.

Перевод навесного устройства из транспортного положения в рабочее производите в следующем порядке:
а) при работающем насосе гидросистемы поставьте средний рычаг управления золотником распределителя в положение «Подъем» и переведите навесное устройство в поднятое положение;
б) отсоедините тягу от рым-болта, вынув соединяющий их палец;
в) соедините тягу со скобой правой стойки при помощи пальца и зафиксируйте его шплинтом.
После отсоединения и фиксации тяги навесное устройство готово к работе.

Порядок подсоединения к навесному устройству трактора машин и орудий при помощи автосцепки СА-2. Использование автосцепки СА-2 позволяет значительно облегчить соединение сельхозмашины с трактором и снизить трудоемкость этой операции.
Автосцепка СА-2 предназначена для работы с машинами, требующими высоту присоединительного треугольника как 700 мм, так и 900 мм.

    Порядок подготовки к работе и работы с автосцепкой:

  • для работы с сельхозмашинами, не требующими высоты присоединительного треугольника, равной 900 мм, снимите с автосцепки кронштейн-повыситель 2 (рис. 2);
  • навесьте автоматическую сцепку на навесное устройство трактора;
  • проденьте тросик в специальное отверстие в задней стенке кабины трактора. Отрегулируйте длину тросика таким образом, чтобы ход его в процессе включения и выведения из зацепления собачки не превышал 500 мм;
  • гидромеханизмом опустите вниз навесное устройство с автоматической сцепкой и подайте трактор назад к сельхозмашине. Вводя автоматическую сцепку в полость замка сельхозмашины и поднимая ее гидромеханизмом, навесьте сельхозмашину; при этом собачка 3 под действием пружины должна войти в паз замка сельхозмашины и зафиксировать соединение;
  • для отсоединения сельхозмашины от трактора поверните рукоятку 1 из кабины трактора с помощью тросика так, чтобы собачка 3 вышла из зацепления с упором замка, Удерживая рукоятку. В таком положении гидромеханизмом на плавающем режиме, опустите навесное устройство с автоматической сцепкой до момента выхода ее из замка сельхозмашины.

[Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985г.]

Похожие материалы

Механизм навески трактора ДТ-75

Механизм навески служит для присоединения к трактору навесных орудий и установки их в рабочее и транспортное положения. Он состоит из подъемных рычагов с верхней тягой, смонтированных на верхней оси, нижних тяг с блокировочным устройством, установленных на нижней оси, и раскосов, связывающих подъемные рычаги с нижними тягами. Закреплен механизм сзади трактора на специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек (рис. 1).
Трактор ДТ-75. Механизм навески
Рис. 1. Механизм навески: а — вид сбоку; б — двухточечная наладка; в — трехточечная наладка; 1 — кронштейн стойки; 2 и 24 — стержни стоек; 5 — штырь; 4 — головка верхней оси; 5 — соединительные отверстия; 6 — вилка верхней тяги; 7 — опорная шайба; 8, 18 и 34 – пальцы; 9 — внутренняя пружина; 10 — наружная пружина; 11, 15 и 17 — винты; 12, 16 и 44 — регулировочные муфты; 13 — задний винт; 14 — серьга раскоса; 19 — вилка раскоса; 20 — быстросъемный палец; 21 — серьга блокировочной цепи; 22 — палец прицепной скобы; 23 — вилка стойки; 25 — палец рычага штока; 26 — крышка верхней оси; 27 — верхняя ось; 28 — подъемный левый рычаг; 29 — рычаг штока; 30 — вал рычагов; 31 — ограничитель; 32 — траверса верхней тяги; 33 — центральная головка; 35 — специальный болт; 36 — нижняя ось; 37 — упор; 38 — подъемный правый рычаг; 39 — боковая головка; 40 — задняя головка; 41 — чека; 42 — палец раскоса; 43 — палец верхней тяги; 45 — обойма; 46 — уплотнительное кольцо; 47 — винт блокировочной цепи; 48 — стремянка; 49 — специальное звено; 50 — планка фиксатора; 51 — фиксатор; 52 — труба нижних тяг; 53 — болт; 54 — направляющий штифт; 55 — крышка; 56 — вилка нижних тяг; 57— пресс-масленки; 58 — прицепная скоба.

Правая и левая стойки одинаковой конструкции. Они состоят из наклонных 2 и вертикальных 24 стержней, верхние концы которых приварены к головкам 4 верхней оси, а нижние к кронштейнам 1 и вилкам 23.

Кронштейны 1 наклонных стержней прикреплены каждый тремя болтами к задним фланцам рамы, причем центральные верхние болты выполнены специальными и плотно посажены в отверстиях сопряженных деталей, исключая их взаимное перемещение.

Вилки 23 вертикальных стержней закреплены в выступающих ушках соединительных кронштейнов рамы с помощью цилиндрических пальцев с головками.

В расточках головок 4 установлена концами гладкая цилиндрическая верхняя ось 27, закрепленная в головках крышками 26 с помощью болтов.

Для обеспечения жесткой связи правой и левой стоек, а также фиксации и исключения поворота верхней оси в ней просверлены глухие отверстия, в которые вставлены при сборке концы штифтов, запрессованных в расточках головок 4.

На верхней оси 27 свободно вращается полый вал 30, опирающийся на ось чугунными втулками, запрессованными с торцов во внутренние расточки вала. На шлицевых концах вала 30 неподвижно установлены подъемные рычаги 28 и 38. На левом конце вала, охватывая с двух сторон ступицу подъемного рычага 28, расположена ступица рычага 29 штока, свободно вращающаяся на валу.

Рычаг штока соединен с головкой штока цилиндра пальцем 25. Для предотвращения провертывания пальца в отверстии рычага штока и износа этих отверстий палец надежно затянут корончатой гайкой.

В средней части к валу 50 шарнирно прикреплена верхняя центральная тяга механизма навески, состоящая из вилки 6 с приваренной к ней трубой, амортизатора, заднего винта 13 в регулировочной муфты 12.

Вилка 6 своими рожками с установленными в них и зажатыми с помощью болтов втулками шарнирно соединена с цилиндрическими упорами траверсы 32, свободно вращающейся на валу 30. От осевого смещения траверса фиксируется ограничителями 31, закрепленными установочными болтами в глухих отверстиях вала. При этом система отверстий на валу рас-положена так, что траверсу можно зафиксировать в трех положениях: по оси трактора, смещенной вправо на 58 мм и на 116 мм. Это позволяет регулировать положение верхней тяги при необходимости смещения орудий от оси трактора для обеспечения наивыгоднейших условий агрегатировании.

Трущиеся поверхности втулок вала 30 и верхней оси 27, а также вала и траверсы 32 смазывают через масленки 57.

Амортизатор верхней тяги, двустороннего действия, смонтированный на трубе вилки 6, предназначен для смягчения толчков, возникающих в навесном механизме при продольном раскачивании орудий в транспортном и рабочем положениях. Он состоит из наружной 10 и внутренней 9 пружин, двух опорных шайб 7 и установленных в них пальцев 8. Пальцы проходят через овальные отверстия трубы и вставленного в нее гладкого конца винта 11.

Если усилие, растягивающее верхнюю тягу, превысят силу предварительного сжатия пружин, то винт 11 начнет выдвигаться наружу из трубы, увлекая за собой через палец 8 опорную шайбу 7, расположенную у вилки 6, и дополнительно сжимая пружины до тех пор, пока сила, растягивающая тягу, не уравновесится противодействующей силой сжимаемых пружин.

При сжатии верхней тяги винт 11 вдвигается внутрь трубы, сжимая пружины опорной шайбой 7, расположенной ближе к середине тяги. Упругий ход амортизатора ограничен упором пальцев 8 во внутренние кромки овальных отверстий трубы.

Задний винт 13 верхней тяги имеет плоскую головку и резьбовой хвостовик. В головке установлен сферический шарнир. Он состоит из двух неподвижных обойм, закрепленных в головке с помощью заклепок, и шара, вращающегося между ними. По мере износа детали шарнира можно заменять без замены винтов, в которых они установлены.

В отверстии шара установлен палец 43, которым тяга соединяется со стойкой навесного орудия. Палец фиксируется от выпадения чекой 41 с пружинным кольцом. Резьбовые концы винтов 11 и 13, имеющие разное направление резьб, соединены регулировочной муфтой 12. Разрезные концы муфты стягиваются болтами для предотвращения износа резьбовых поверхностей и самопроизвольного изменения длины тяги.

Нижняя ось 36 механизма навески прикреплена к соединительным кронштейнам рамы при помощи бугелей прицепного устройства. В правый конец ее запрессован штифт, который при установке оси заходит, а отверстие кронштейна и удерживает ее от вращения и осевого перемещения. На оси установлены две боковые 39 и одна центральная 33 головки, служащие для крепления нижних тяг. В сферические расточки головок вложены шары, обеспечивающие свободное вращение головок относительно оси в необходимых пределах.

От осевого перемещения вдоль нижней оси головки удерживаются упорами 37, закрепленными цилиндрическими пальцами с головками. Боковые головки 39 поставлены на оси в определенное положение. Центральную головку можно устанавливать как по оси трактора, так и смещать от нее вправо на 51 мм и 102 мм. Для фиксирования головки во всех положениях на оси предусмотрена система отверстий под пальцы упоров 37. Передвигают центральную головку с нижними тягами одновременно со смещением верхней тяги на ту же величину.

Правая и левая нижние тяги состоят каждая из вилки 56, трубы 52 с телескопическим устройством, задней головки 40. Вилка правой тяги крепится к центральной головке жестко при помощи специального болта 35 и цилиндрического пальца 34.

Вилка левой тяги связана с центральной головкой шарнирно только одним пальцем 34. При соединении с боковыми головками 39 нижней оси вилки 56 крепятся жестко болтом 35 и пальцем 34 каждая. Цилиндрический хвостовик вилки у нижних тяг входит в трубу 52 до упора и фиксируется в ней быстросъемным пальцем 20 через отверстия, просверленные в трубе и хвостовике.

В задние концы труб 52 вварены головки 40. На них установлено по два шарнира, конструкция которых аналогична конструкции шарнира заднего конца верхней тяги. Задние шарниры головок 40 служат для соединения тяг с навесными орудиями, средние — для крепления вертикальных раскосов.

Для быстрого и удобного совмещения отверстий шаровых шарниров задних головок с присоединительными проушинами навесного орудия в каждой нижней тяге предусмотрено телескопическое устройство. Оно позволяет при снятом пальце 20 удлинять тягу в пределах 0—80 мм за счет перемещения трубы 52 по хвостовику вилки. Чтобы предотвратить угловой разворот трубы, в хвостовик запрессовывают штифты 54, которые своими концами перемещаются вдоль пазов, нарезанных в трубе и закрытых крышками 55.

Пальцы 20 ставят на место после присоединения и подъема орудия, когда под действием его веса труба переместится по хвостовику до упора в торец вилки 56 и в результате чего точно совместятся соединительные отверстия под палец в трубе и хвостовике вилки.

Быстросъемность и надежность фиксации пальца 20 обеспечиваются надетой на него пружиной и приваренным к головке пальца стержнем, конец которого заведен в скобу, приваренную к трубе тяги. Пружина, упираясь в головку пальца, прочно удерживает стержень в скобе, исключая проворот и выпадение пальца. Для установки или снятия пальца 20 сжимают пружину и, поворачивая палец, вы¬водят из скобы или заводят в нее конец стержня.

Тяги фиксируют на навесном орудии от спадания чеками с пружинными кольцами, подобными чеке 41, установленной на верхней тяге. Чеки крепят к тягам на цепочках. При отъединении орудия их устанавливают в специальные скобки.

Кроме того, на головках установлены стремянки 48. к которым присоединены блокировочные цепи.

Блокировочное устройство нижних тяг служит для предотвращения раскачивания поднятых в транспортное положение орудий в поперечной плоскости. Оно состоит из двух цепей, передние концы которых через серьги 21 укреплены на нижних торцах бугелей прицепной скобы пальцами 22, а задние установлены на стремянках тяг.

Длину цепей изменяют при поднятом положении орудия, вращая регулировочные муфты44, в резьбовые отверстия которых ввернуты винты 47.

Цепи должны быть натянуты так, чтобы при поворотах трактора с поднятым орудием задние концы нижних тяг перемещались в поперечной плоскости не более чем на 30 мм в ту и другую сторону. Для исключения самоотворачивания муфт на концы их надеты и завальцованы обоймы 45 с запрессованными внутрь уплотняющими резиновыми кольцами 46. Кольца плотно охватывают стержни винтов 47, выполняя роль контрящих элементов и одновременно защищая резьбовые соединения от загрязнения и коррозии.

При опущенном рабочем положении орудия блокировочные цепи свободно провисают, обеспечивая (в определенных пределах) свободный поворот трактора относительно орудия.

При работе трактора с прицепными орудиями передние концы блокировочных цепей переставляют с нижней на верхнюю плоскость бугелей прицепного устройства и крепят в этом положении пальцами прицепной скобы. Работа с прицепными орудиями при креплении блокировочных цепей на нижней плоскости бугелей запрещается, так как это приводит к изгибу регулировочных муфт.

Нижние тяги и подъемные рычаги соединены раскосами. Они состоят из вилки 19, нижнего винта 17, регулировочной муфты 16, верхнего винта 15 и серьги 14. Вилки охватывают головки нижних тяг и прикреплены к ним шарнирно цилиндрическими пальцами. Верхние концы раскосов свободно вращаются на пальцах, закрепленных неподвижно болтами в отверстиях задних головок подъемных рычагов 28 и 38.

Для предотвращения выпадения пальцев из отверстий из-за ослабления крепления в них сделаны полукруглые кольцевые канавки, в которые входят стяжные болты. При работе с орудиями, имеющими одно опорное колесо (плуги), вилку 19 жестко соединяют с винтом 17 пальцем 18. При работе с навесными орудиями, имеющими в поперечной плоскости два опорных колеса (сеялки, культиваторы и др.), раскосы устанавливают на свободный ход. Для этого пальцы 18 вставляют в запасные отверстия в приливах вилок.

Свободный ход раскосов обеспечивает равномерность обработки широкозахватными орудиями почвы по глубине в поперечной плоскости. Разъединение винтов 17 и вилок 19 во время подъема орудия при установке раскосов на свободный ход предотвращается буртами на нижнем конце винтов, на которые вилки опираются обработанными торцами.

Верхние концы раскосов в зависимости от вида наладки механизма навески устанавливают, переставляя пальцы 42 как с левой, так и с правой стороны задних головок подъемных рычагов. Это предотвращает наклон раскосов в поперечной плоскости при смещении нижних тяг вправо от оси трактора.

На головке одного из пальцев, соединяющих верхние концы раскосов с подъемными рычагами, имеется отверстие для фиксатора 51. Его используют для установки верхней тяги в транспортное положение при работе трактора без навесных и полунавесных орудий.

Фиксатор, установленный в отверстии пальца, удерживается от выпадения гайкой, законтренной шплинтом. На другом конце фиксатора запрессован штифт. При установке тяги в транспортное положение свободный конец фиксатора вводят в окно регулировочной муфты 12 и на него надевают планку 50 с фигурным пазом, закрепленную на цепочке.

Выступающие концы штифта препятствуют спаданию планки, в результате чего тяга удерживается на фиксаторе. Если при установке тяги окно муфты 12 окажется закрытым винтами амортизатора и задней головки, нужно вращать муфту до тех пор, пока не освободится проход для фиксатора.

В отличие от прицепных навесные орудия соединяют с трактором в двух или трех точках: одной верхней и одной нижней или одной верхней и двух нижних. Верхней точкой А (рис. 2) соединения орудия с трактором является передний конец верхней тяги, установленный на траверсе верхней оси.

Нижними точками соединения служат головки нижних тяг, расположенные на нижней оси. При соединении нижних тяг на одной центральной головке получается вторая точка соединения орудия с трактором. Установка верхней и нижних тяг по такой схеме представляет собой двухточечную наладку механизма навески. При установке нижних тяг на боковые головки нижней оси получают две нижние точки соединения орудия с трактором. В сочетании с верхней точкой образуется трехточечная связь или трехточечная наладка механизма навески. При такой наладке блокировочные цепи удлиняют с помощью запасных звеньев 49, установленных на стремянках нижних тяг.

В зависимости от особенностей конструкции навесных и полунавесных орудий применяют двух- или трехточечную схему. Схема наладки механизма навески для каждого навесного или полунавесного орудия приводится в инструкции по эксплуатации этого орудия.

Применение дополнительной верхней точки соединения орудий с трактором необходимо для подъема и продольной устойчивости навесных орудий с одним опорным колесом (плуги) или с двумя колесами, расположенными в одной поперечной плоскости относительно продольной оси трактора (сеялки).

При работе с такими орудиями силы сопротивления обрабатываемого пласта почвы, воздействуя на рабочие органы орудия, стремятся повернуть его относительно шарнирных точек соединения нижних тяг механизма навески с орудием в сторону трактора. Этому препятствует верхняя тяга, задний конец которой установлен на стойке навесного орудия, жестко связанной с его рамой.

При подъеме навесных орудий и переездах трактора с поднятыми орудиями верхняя тяга удерживает их от поворота относительно задних шарниров нижних тяг в продольно-вертикальной плоскости. В поперечной плоскости устойчивое положение навесных и полунавесных орудий с одним опорным колесом или двумя опорными колесами, расположенными в плоскости движения трактора, обеспечивается вертикальными раскосами. При этом вилки и нижние винты раскосов жестко соединяют пальцами.

Подъем навесных орудий происходит следующим образом. При нагнетании масла в нижнюю полость цилиндра поршень вместе со штоком перемешается вверх. Шток свободно поворачивает соединенный с ним рычаг 29 (рис. 1) до тех пор, пока опорная площадка рычага не упрется в такую же площадку на нижней стороне левого подъемного рычага. После этого подъемные рычаги вместе с рычагом 29 будут поворачиваться вверх, пока поршень не упрется в верхнюю крышку цилиндра.

Нижние тяги, соединенные с подъемными рычагами раскосами, будут также подниматься вместе с присоединенным к ним навесным орудием. Верхняя тяга, соединенная со стойкой навесного орудия, будет поворачиваться вверх одновременно с нижними тягами. При этом между рамой орудия и поверхностью почвы образуется угол, величина которого в зависимости от высоты стоек навесных орудий будет находиться в пределах 10—25°. Благодаря такому углу предотвращается задевание орудия за почву при переездах трактора по пересеченной местности.

Ударные нагрузки, возникающие в звеньях механизма навески и узлах навесных орудий при переездах трактора по неровностям почвы, смягчаются амортизатором верхней тяги. Кроме того, амортизатор способствует уменьшению раскачивания трактора.

В сравнении с прицепными навесные орудия имеют меньший вес. Нижние тяги механизма навески крепят на орудиях на такой высоте, при которой в момент заглубления их образуется наклон нижних тяг в сторону трактора.

Этот наклон приводит к возникновению вертикальных составляющих от сил, действующих вдоль тяг, которые, складываясь с весом навесного орудия, обеспечивают его заглубление при любом фоне почвы.
Трактор ДТ-75. Схема регулировки равномерности заглубления навесных орудий
Рис. 2. Схема регулировки равномерности заглубления навесных орудий.

При работе трактора с навесными орудиями, имеющими значительную длину (плуги, культиваторы и др.), расстояние АБ (рис. 2) между точками крепления верхней тяги постоянно меняется вследствие сжатия амортизатора верхней тяги.

Амортизатор предотвращает возникновение в звеньях механизма навески чрезмерных нагрузок и улучшает копирование агрегатом рельефа почвы.

При работе трактора с навесными орудиями, которые заглубляются принудительно, левый подъемный рычаг 28 (рис. 1) и рычаг штока 29 соединяют жестко пальцем, устанавливаемым в отверстия 5. Запрещается вставлять палец в отверстия 5 при работе с плугами, культиваторами, сеялками и другими машинами и орудиями, не требующими принудительного заглубления, так как это может вызвать их поломку.

Опускание навесных орудий, не требующих принудительного заглубления, и их работа происходят при «плавающем» положении рычагов распределителя.

Двухточечная схема наладки механизма навески. Двухточечную схему наладки механизма навески применяют для работы с навесными плугами и некоторыми другими навесными орудиями. Для этого нижние тяги вилками 56 крепят на центральной головке. Одну тягу крепят жестко пальцем 34 и специальным болтом 35, другую — пальцем 34 шарнирно.

Специальный болт этой тяги устанавливают в свободное отверстие вилки и используют его при перестановке тяги на боковую головку. Такое соединение обеспечивает гибкую связь орудия с трактором в горизонтальной плоскости и позволяет поворачивать его с заглубленным орудием. При этом потери на поворотах агрегата почти не отличаются от потерь, затрачиваемых на поворотах при работе с однотипными прицепными орудиями.

Наиболее устойчивый прямолинейный ход агрегата достигается при установке головки нижних тяг в такое положение, при котором прямая, соединяющая точку приложения равнодействующей сил сопротивления, действующих на орудие, с центром давления трактора па грунт проходит через эту головку или незначительно смещается от нее.

При работе с четырехкорпусным навесным плугом такое положение головки достигается при смещении ее относительно оси трактора вправо на одно или два отверстия.

Одновременно со смещением головки нижних тяг на такое же количество отверстий смещают и траверсу верхней тяги.

При смещении нижних и верхней тяг (как на два, так и на одно отверстие) верхние концы раскосов переставляют с левой стороны задних головок подъемных рычагов на правую сторону. Для этого стяжные болты головок вынимают из отверстий, а пальцы раскосов выбивают из головок и меняют местами. Палец с фиксатором для крепления верхней тяги в транспортном положении устанавливают в серьгу левого раскоса, а палец без фиксатора — в серьгу правого. Выступающие концы пальцев вставляют в отверстия головок подъемных рычагов с правой стороны и фиксируют стяжными болтами. При изменении положения головки нижних тяг на нижней оси механизма навески изменяют длину блокировочных цепей.

Трехточечная схема наладки механизма навески. Трехточечная схема наладки механизма навески используется при работе трактора с широкозахватными навесными орудиями (сеялками, культиваторами, боронами и др.). Трехточечное соединение широкозахватных орудий с трактором повышает их устойчивость в работе. По трехточечной схеме навесные орудия устанавливают симметрично относительно оси трактора.

Переналадку механизма навески с двухточечной схемы на трехточечную выполняют в следующем порядке. Задние концы блокировочных цепей и специальные звенья 49 снимают со стремянок 48. Цепи удлиняют, вращай регулировочные муфты и устанавливая на их концах специальные звенья 49. Вилки нижних тяг отъединяют от центральной головки, тяги устанавливают на боковые головки и жестко крепят на них пальцами и специальными болтами. Задние концы удлиненных блокировочных цепей надевают на стремянки 48, которые затем устанавливают на тяги и закрепляют гайками. Верхние концы раскосов серьгами переставляют на левую сторону задних головок подъемных рычагов. При этом палец с фиксатором для крепления верхней тяги в транспортном положении устанавливают не правом подъемном рычаге. Передний конец верхней тяги вместе с ограничительными кольцами сдвигают в крайнее левое положение, и кольца фиксируют установочными винтами.

При работе трактора со специальными навесными орудиями (канавокопатели и др.) механизм навески блокируют в горизонтальной плоскости, чтобы предотвратить поворот его и одну из сторон. Для блокировки передние концы блокировочных цепей отъединяют от серег, установленных на пальцах прицепной скобы, и закрепляют в проушинах боковых головок. Затем цепи укорачивают, а после присоединения орудия натягивают регулировочными муфтами до отказа.

Присоединение орудия и регулировка механизма навески. Перед присоединением навесных и полунавесных орудий в зависимости от их типа налаживают механизм навески по двухточечной или трехточечной схеме.

При двухточечной наладке нижние и верхнюю тяги устанавливают, смещая их относительно продольной оси трактора на требуемую величину (для данного орудия).

Орудия присоединяют к трактору в следующем порядке. Устанавливают трактор так, чтобы его продольная ось приблизительно совпадала с осью присоединительной стойки навесного орудия, а опущенный механизм навески находился от орудия на расстоянии 1 — 1,5 м. Затем, вращая регулировочные муфты 44, максимально удлиняют блокировочные цепи. После этого трактор медленно подают назад, пока между осями задних шарниров нижних тяг механизма навески и осями пальцев присоединительной стойки орудия не установится расстояние в пределах 10—70 мм.

Для облегчения присоединения нижних тяг к орудию используют телескопическое устройство тяг. Для этого нажимают рукой на головку пальца 20 и, сжав его пружину, поворотом пальца выводят хвостовик стержня из скобы и вынимают палец. Тягу раздвигают на необходимую величину, надевают на палец присоединительной стойки орудия и фиксируют чекой 41. устанавливаемой в отверстие пальца стойки. Затем, вращая регулировочные муфты раскосов, устанавливают переднюю часть рамы орудия параллельно опорной поверхности трактора. При этом вилки 19 и нижние винты раскосов должны быть соединены пальцами 18. После регулировки муфты 16 надежно контрят контргайками.

Верхнюю тягу соединяют со стойкой орудия в следующем порядке. Фиксатор 51 тяги освобождают от планки 50 и снимают тягу. Вращая муфту 12, устанавливают такую длину тяги, которая позволяет соединить ее задний конец с проушиной стойки орудий.

Палец, соединяющий тягу со стойкой, фиксируют от выпадения чекой с пружинным кольцом. Подсоединив все тяги, поднимают орудие в верхнее положение, вставляют и контрят быстросъемные пальцы 20 нижних тяг.

После подъема орудия регулируют длину блокировочных цепей. Вращая регулировочные муфты, слегка натягивают цепи. Блокировочные цепи натягивают так, чтобы во время крутых поворотов трактора с поднятым орудием концы нижних тяг с орудием перемещались не более 30 мм в ту или другую сторону.

При регулировке длины цепей поршень цилиндра должен находиться в крайнем верхнем положении, а механизм навески полностью поднят, иначе длина отрегулированных цепей окажется недостаточной.

Изменяя положение центральной головки нижних тяг на нижней оси механизма навески и длину раскосов, необходимо регулировать и длину блокировочных цепей. Поэтому перед смещением центральной головки (и соединенных с ней тяг) и перед изменением длины раскосов максимально увеличивают длину блокировочных цепей и регулируют их, как указано выше.

Рабочее положение навесных орудий регулируют в начале первого заезда агрегата. Качество выполняемых агрегатом работ в большой мере зависит от равномерности заглубления рабочих органов навесных орудий.

Равномерность заглубления для орудий с одним опорным колесом регулируют, изменяя длину верхней тяги. При недостаточном заглублении задних режущих элементов и чрезмерном заглублении передних ослабляют затяжку болтов регулировочной муфты верхней тяги и, вращая ее по часовой стрелке, удлиняют верхнюю тягу до тех пор, пока заглубление рабочих органов орудия не станет равномерным по всей его длине.

Увеличение длины верхней тяги при неизменной длине нижних тяг вызывает поворот рамы орудия относительно опорного колеса В сторону от трактора. Этим увеличивают заглубление задних режущих элементов и уменьшают заглубление передних.

При чрезмерном заглублении задних корпусов и недостаточном заглублении передних равномерность заглубления регулируют, вращая муфту верхней тяги в обратную сторону. При этом укорачивается верхняя тяга и поворачивается рама орудия относительно опорного колеса в сторону трактора. Отрегулировав равномерность заглубления, затягивают стяжные болты регулировочной муфты верхней тяги.

Равномерность заглубления по ширине захвата орудий с одним опорным колесом или с двумя колесами, расположенными в одной плоскости по длине орудия, регулируют, изменяя длину раскосов. При недостаточном заглублении правой стороны орудия и излишнем заглублении левой удлиняют правый раскос, вращая регулировочную муфту, а левый укорачивают до тех пор, пока оно не уравняется. При недостаточном заглублении левой стороны орудия и чрезмерном заглублении правой удлиняют левый раскос и укорачивают правый.

После регулировки муфты раскосов стопорят контргайками. При работе трактора с орудиями, имеющими по ширине захвата два опорных колеса, равномерность глубины обработки достигается установкой раскосов на свободный ход.

При работе с навесными орудиями, присоединенными к трактору по двухточечной схеме, после регулировки равномерности заглубления проверяют устойчивость хода агрегата. Если агрегат отклоняется от прямолинейного движения, смещают переднюю головку нижних тяг на нижней оси. При отклонении агрегата влево головку нижних тяг вместе с тягами и упорами смещают вправо и фиксируют ее в новом положении. При отклонении вправо головку смещают влево. Перед смещением головки, а также при значительном изменении длины раскосов (более 10 мм) удлиняют блокировочные цепи, а после уточнения установки орудия регулируют их длину.

При работе с широкозахватными навесными орудиями, имеющими два опорных колеса по ширине захвата, наклон орудии в продольно-вертикальной плоскости регулируют, изменяя длину верхней тяги. Наклон орудия (в рабочем положении) в сторону трактора увеличивают, укорачивая верхнюю тягу, и уменьшают, удлиняя ее.

При работе с навесными и полунавесными орудиями необходимо снять прицепную скобу и установить ее на штыри 3, приваренные к стержням стоек, иначе могут поломаться нижние тяги и другие детали механизма навески.

Уход за механизмом навески. Узлы и детали механизма навески работают в условиях постоянной тряски и больших динамических нагрузок, поэтому нужно своевременно затягивать крепежные детали. Особенно надежно следует затягивать болты бугелей прицепной скобы, крышек 26 верхней оси и корончатую гайку пальца рычага штока.

В процессе эксплуатации проверяют затяжку стяжных хомутов муфты верхней тяги, контргаек муфт раскосов, стопорение нижних и верхней тяг на стойках навесного орудия, затяжку гаек стремянок 48 и винтов звеньев блокировочных цепей.

При работе с прицепными орудиями механизм навески поднимают в крайнее верхнее положение, а верхнюю тягу устанавливают на фиксаторе 51 и надежно крепят планкой 50.

При проведении технических уходов тщательно осматривают сварные швы, резьбовые и штифтовые соединения, а также поверхности, подвергающиеся интенсивному износу. При обнаружении тяги смазывают в указанные сроки.

При установке трактора на длительное хранение резьбовые соединения верхней неисправностей их следует немедленно устранить. Трущиеся поверхности вала подъемных рычагов и траверсы верхней тяги, раскосов, блокировочных цепей и поверхности шарниров смазывают смазкой УС.

    Перечень основных сельскохозяйственных машин и орудий, с которыми агрегатируется трактор ДТ-75

  • Плуг пятикорпусный усиленный прицепной ПУ-5-35
  • Плуг пятикорпусный полунавесной с почвоуглубителями ППП-5-35
  • Плуг пятикорпусный прицепной П-5-35-МГА
  • Плуг пятикорпусный гидрофицированный ППГ-5-35
  • Плуг-рыхлитель четырехкорпусный ПРН-4-35
  • Плуг четырехкорпусный для вспашки рисовых полей навесной ПРС-4-30
  • Плуг четырехкорпусный навесной ПН-4-35
  • Плут четырехкорпусный навесной для каменистых почв ПНК-4-35
  • Плуг трехъярусный ПТ-40
  • Плуг четырехкорпусный навесной для каменистых почв ПКС-4-35
  • Плуг четырехкорпусный навесной ПНС-4-35
  • Плуг пятикорпусный прицепной ПК-5-35
  • Плуг пятикорпусный с гидроуправлением и корпусами для безотвальной пахоты прицепной ПБ-5-35А
  • Плуг четырехкорпусный навесной для пахоты на повышенных скоростях ПН-4-35С
  • Плуг четырехкорпусный для безотвальной пахоты ПРС-4-35
  • Плуг выкопочный навесной ППН-2 с ножом:
    для выкопки саженцев
    для выкопки сеянцев
  • Плуг плантажный однокорпусный навесной ППН-40
  • Плуг плантажный ПП-40Т
  • Плуг кустарниково-болотный навесной ПКБН-60
  • Плуг кустарниково-болотный ПБН-75
  • Плуг кустарниково-болотный прицепной ПКБ-75:
    с черенковым ножом
    с дисковым ножом
    с ножом и опорной лыжей
  • Плуг кустарниково-болотный навесной ПБН-2-54М
  • Борона зубовая тяжелая ЗБЗТУ-1,0
  • Борона дисковая тяжелая навесная БДНТ-2,2
  • Борона дисковая тяжелая БДТ-2,2
  • Борона дисковая двухследная прицепная БД-4,1
  • Борона дисковая тяжелая навесная ДТ-3
  • Агрегат из трех зерновых прицепных сеялок СУ-24 с универсальной прицепной сцепкой С-11У
  • Агрегат из трех зерновых узкорядных прицепных сеялок СУБ-48Б с универсальной прицепной сцепкой С-11У
  • Агрегат из трех зернобобовых навесных сеялок СЗН-24А с полунавесной гидрофицированной сцепкой СН-75
  • Агрегат из трех зернотуковых комбинированных прицепных сеялок СУК-24 со сцепкой С -11У
  • Культиватор для сплошной обработки почвы прицепной (два) КП-4М с универсальной прицепной сцепкой С-11У
  • Культиватор-плоскорез КПЛ-3-150
  • Культиватор-плоскорез КПЛ-3-100
  • Культиватор для сплошной обработки почвы навесной (три) КПНА-З с полунавесноЙ гидрофицированной сцепкой СН-75
  • Культиватор штанговый навесной ЗКШН-3,6 с полунавесной гидрофицированной сцепкой СН-75
  • Культиватор штанговый ЗКНШ-2,8 с полунавесной гидрофицированной сцепкой СН-75
  • Культиватор-рыхлитель навесной КРН-3,5 (для сплошной и предпосевной обработки, культивации)
  • Культиватор-рыхлитель для каменистых почв навесной КРН-ЗК:
    с рыхлящими лапами
    с полольными лапами
  • Лущильник дисковый прицепной ЛД-10
  • Комбайн силосоуборочный СК-2,6А
  • Комбайн кукурузоуборочный ККХ-3
  • Волокуша тросовая ВТР-10
  • Лункообразователь дисковый ЛОД-10А
  • Лущильник-сеялка ЛДС-4
  • Льнокомбайн ЛК-5
  • Картофелеуборочный комбайн КГП-2
  • Картофелеуборочный комбайн К-3
  • Высадкопосадочная машина (корней сахарной свеклы) ВПГ-4

[Шаров М.А. и др. Трактор ДТ-75. 1970г.]

Похожие материалы

Работа трактора Т-25 с навесными машинами

Трактор Т-25 предназначен главным образом для работы с навесными машинами и орудиями.

Навешивать на трактор можно только те машины, которые имеют тяговое сопротивление и вес, соответствующие силе тяги и продольной устойчивости трактора.

Плуги, культиваторы, сеялки, свеклоподъемники без разборки навешивают на три точки.

Более сложные машины — сенокосилки, опрыскиватель-опыливатель — навешивают, частично разбирая машину и трактор и используя дополнительные места крепления на тракторе.

    При навешивании машин на трактор необходимо руководствоваться следующими общими правилами.

  1. Перестроить трактор в модификацию, которая наиболее подходит к условиям работы с навешиваемой машиной. Установить детали механизма навески в соответствии с выбранной модификацией трактора.
  2. Установить машину в рабочее положение на ровной площадке и подъехать к ней трактором на заднем ходу так, чтобы задние шаровые шарниры продольных тяг механизма навески совместились с пальцами крепления или осью рамы машины.
  3. Установить рукоятку распределителя гидравлической системы в плавающее положение (крайнее заднее).
  4. Установить вручную продольные тяги на уровне левого пальца рамы машины, надеть шаровой шарнир левой продольной тяги на палец рамы и закрепить его чекой. Нельзя ударять по шарнирам молотком, так как это испортит шарнир, затруднит в дальнейшем навешивание и снятие машины с трактора.
  5. Присоединить правую продольную тягу к пальцу рамы машины. Если шаровой шарнир не совпадает с пальцем по высоте, то регулируют длину правого раскоса.
  6. Установить задний шарнир центральной тяги между пластинами средней стойки на раме машины, совместив отверстие в шарнире с отверстиями в стойке; изменяя длину тяги, соединить шарнир со стойкой пальцем и вставить в палец чеку.
  7. Придать раме машины горизонтальное положение, регулируя длину правого раскоса.
  8. Поднять машину в транспортное положение, для чего переместить рычаг распределителя до отказа вперед. После подъема машины рычаг распределителя должен автоматически возвратиться в нейтральное положение. В этом положении отрегулировать ограничительные цепи так, чтобы раскачивание задних шарниров продольных тяг не превышало 20 мм на сторону.
  9. Проверить величину оседания поршня силового цилиндра под воздействием веса поднятой машины. Если поршень оседает более чем на 30 мм за 30 мин то это свидетельствует о неисправности цилиндра. Запрещается работать с неисправным цилиндром.

При переездах с навешенной машиной в транспортном положении необходимо перед троганием с места дать звуковой сигнал, после чего двинуться плавно, без рывков; не перевозить на машине людей; переезжать через препятствия под углом, на малой скорости, не допуская резких толчков и больших кренов трактора; при опускании машины переводить рукоятку распределителя из нейтрального положения в плавающее, не задерживая ее в положении опускания, что соответствует опусканию навесной машины под действием веса. Запрещается опускать машину установкой рычага распределителя в положение опускания, так как это может привести к поломке машины и трактора.

После переезда к месту работы регулируют длину правого раскоса и центральной тяги. Правый раскос регулируют для установки машины в горизонтальное положение в поперечном направлении.

В агрегате с навесным плугом трактор движется правыми колесами по дну борозды, а левыми — по невспаханному полю. Чтобы сохранить горизонтальное положение плуга, укорачивают правый раскос. В этом случае правый раскос будет короче левого. При работе трактора со всеми остальными навесными машинами длина обоих раскосов должна быть одинакова.

Регулируя длину центральной тяги, устанавливают продольный наклон машины так, чтобы передние и задние рабочие органы машины заглублялись на одинаковую величину.

Рабочие органы навесной машины заглубляют и выглубляют только при прямолинейном движении трактора. Глубину обработки почвы при работе с навесными почвообрабатывающими машинами регулируют, устанавливая опорное колесо машины на определенную высоту относительно рабочих органов.

Работа трактора с плугом. Трактор Т-25 используют в агрегате с плугом на небольших участках с короткими гонами, в питомниках, где работа более мощных тракторов нерациональна. Для пахоты на глубину до 25 см с удельным сопротивлением не более 0,9 кг/см2 применяют однокорпусный навесной плуг ПН-30Р.

    Для пахоты плуг собирают на ровной площадке в таком порядке:

  • прикрепляют корпус плуга к раме при помощи двух болтов и скобы с планкой; затем ставят плуг на три точки — носок, правый конец лемеха и пятку полевой доски; рама при этом должна быть параллельна опорной плоскости;
  • впереди корпуса устанавливают предплужник; расстояние от носка корпуса до носка предплужника должно быть 300 мм; по высоте предплужник располагают на расстоянии 100—170 мм от основания корпуса; высота установки предплужника зависит от глубины пахоты;
  • впереди предплужника размещают дисковый нож так, чтобы середина ножа в продольном направлении совпадала с носком предплужника, а нижняя точка ножа была ниже носка предплужника на 20 мм. В поперечном направлении лезвие ножа должно находиться на расстоянии 10—12 мм от полевого обреза плуга в сторону поля.

Для навешивания плуга трактор собирают в низкой (садовой) модификации с поворотов конечных передач назад или в промежуточной модификации (поворот назад под углом 45°).

Колею трактора устанавливают на ширину 1100 мм.

    Предварительно плуг регулируют на ровном горизонтальной площадке в следующем порядке:

  • под левые колеса подкладывают подставки, высота которых равна заданной глубине пахоты, и опускают плуг;
    раму плуга устанавливают в горизонтальное положение, изменяя длину правого раскоса;
  • при помощи центральной тяги механизма навески ставят плуг на три точки — носок, правый конец лемеха и пятку полевой доски;
  • передвигая раму плуга вдоль оси, устанавливают корпус так, чтобы правый конец лемеха был на расстоянии 15—20 мм от плоскости внутреннего борта покрышки правого заднего колеса; нижние тяги механизма навески должны при этом располагаться симметрично продольной оси трактора.

В начале работы уточняют регулировку плуга. Если плуг идет на носке, вследствие чего образуется рваная поверхность дна борозды, удлиняют центральную тягу, если перемещается на пятке полевой доски, укорачивают ее.

При забегании плуга в сторону поля повертывают раму плуга относительно оси подвеса по часовой стрелке. Для этого вывертывают задний и завертывают передний регулировочные болты на левом кронштейне рамы плуга.

В случае забегания плуга в сторону борозды повертывают раму плуга против часовой стрелки, завинчивая задний регулировочный винт и вывинчивая передний.

Глубину пахоты устанавливают высотой опорного колеса относительно рамы плуга.

    Во время пахоты необходимо выполнять следующие правила.

  1. Периодически счищать с отвалов лемехов и дискового ножа налипшую землю, а раму плуга очищать от забивания сорняками.
  2. В конце каждой борозды переводить плуг из рабочего положения в транспортное и только после этого поворачивать трактор для заезда в следующую борозду.
  3. Для опускания плуга рукоятку распределителя ставить в положение «плавающее».
  4. Не делать круговой вспашки и крутых поворотов с заглубленным плугом.
  5. По окончания пахоты очищать поверхности рабочих органов плуга и смазывать машинным маслом.
  6. Снятый с трактора плуг установить на ровной площадке на подставках, а раму плуга, чтобы она находилась в горизонтальном положении, подпереть подножкой.

Работа трактора с культиватором.Трактор Т-25 агрегатируют с навесным культиватором-растениепитателем КРН-2,8А шириной захвата 2,8 м.

Культиватор используют для подрезания сорняков и рыхления почвы полольными лапами в междурядьях на глубину 6—10 см, рыхления междурядий долотами и подкормки растений минеральными удобрениями на глубину 16 см, нарезки поливных борозд с внесением минеральных удобрений и окучивания растений. На междурядной и сплошной обработке без нанесения удобрений культиватор обслуживает тракторист, а при внесении удобрений — тракторист и рабочий.

Для навешивания культиватора трактор перестраивают в высокую модификацию с установкой колеи в соответствии с шириной обрабатываемых междурядий. При работе с туковысевающими аппаратами рекомендуется повернуть конечные передачи назад под углом 45°, что увеличит продольную устойчивость агрегата.

Кроме того, необходимо установить на трактор передний кронштейн с тремя грузами по 20 кг каждый. Необходимо расконтрить упоры раскосов навесного механизма, свинтить их вниз и законтрить в таком положении. Это обеспечит лучшую приспособляемость культиватора к неровностям поля за счет свободного хода раскосов.

    Культиватор собирают в такой последовательности:

  • присоединяют поперечный брус к трем точкам механизма навески, заблокировав продольные тяги блокировочными цепями;
  • устанавливают брус в горизонтальное положение, регулируя длину правого раскоса; располагают стойку бруса в вертикальном положении, регулируя длину центральной тяги;
  • размечают на брусе культиватора места установки рабочих секций и устанавливают секции;
  • если необходимо, собирают подкормочное приспособление, прикрепив туковысевающие аппараты при помощи кронштейнов к брусу культиватора между секциями рабочих органов;
  • после этого соединяют аппараты между собой валиками, надевают приводные цепи на звездочки опорных колес и крайних аппаратов. Подняв культиватор гидроподъемником, вращают колеса рукой и проверяют работу механизмов аппаратов. Устанавливают подножную доску с поручнями.

Рабочие органы культиватора необходимо размещать на деревянном помосте или на ровной горизонтальной хорошо уплотненной площадке. Под опорные колеса бруса ставят подкладки, толщина которых должна быть на 2—3 см меньше глубины обработки. На эту величину опорные колеса погружаются в почву. На заданную глубину рабочие органы каждой секции устанавливают поочередно, подводя под колеса такие же подкладки, как и под опорные колеса культиватора. Грядиль каждой секции располагают горизонтально, регулируя верхнее звено шарнирного четырехзвенника. Рабочие органы опускают на плоскость площадки и закрепляют держателями. Лезвия рабочих органов должны находиться в одной плоскости, а грядили всех секций должны быть установлены одинаково. После этого фиксируют длину верхнего регулировочного звена контргайками, а изменение угла вхождения лай в почву регулируют при помощи центральной тяги механизма навески трактора.

Работа трактора с сеялкой. Трактор Т-25 применяют для посева овощных культур с навесной овощной сеялкой СОН-2,8А. Для этого его переводят в садовую или огородную модификацию. Для увеличения продольной устойчивости агрегата в первом случае конечные передачи устанавливают горизонтально назад, а во втором — повертывают назад под углом 45°. Чтобы рабочие органы сеялки лучше приспосабливались к неровностям почвы, в раскосах механизма навески устанавливают свободный ход, свинчивая упоры в крайнее нижнее положение. От раскачивания в поперечной плоскости продольные тяги блокируют.

Сеялку навешивают на трактор на ровной горизонтальной площадке, соединяя продольные и центральную тяги трактора с навесным устройством сеялки. После навешивания регулируют центральную тягу и правый раскос механизма навески трактора так, чтобы рама сеялки в опущенном положении была горизонтальной, а стойка навесного устройства сеялки располагалась вертикально.

Работа трактора со свеклоподъемником. Для выполнения операций по подкопке сахарной свеклы и других корнеплодов с последующей выборкой их вручную трактор Т-25 рекомендуется агрегатировать со свеклоподъемником.

Перед тем как навесить свеклоподъемник на трактор, устанавливают колеса трактора по ширине колеи: при междурядьях 45 см — 1350 мм, 50 см — 1100 мм и при 60 см — 1200 мм.

Свеклоподъемник навешивают на трактор, присоединяя три точки механизма навески к соответствующим точкам крепления на раме свеклоподъемника.

При помощи правого раскоса регулируют раму так, чтобы она занимала горизонтальное положение. При регулировке в продольном направлении изменяют длину центральной тяги так, чтобы пятки лемехов возвышались над носками на 50 мм. Рычаги гидромеханизма трактора устанавливают так, чтобы в рабочем положении свободный ход раскосов был не менее 50 мм, а транспортный просвет при максимальном подъеме не менее 200 мм. Продольные тяги должны быть заблокированы цепями.

Работа трактора с сенокосилкой.
Схема навешивания косилки КЗН-2,1 на трактор Т-25
Рис. 1. Схема навешивания косилки КЗН-2,1 на трактор: 1 — подъемный рычаг; 2 — раскос; 3 — центральная тяга; 4 — карданная передача косилки; 5 — рама косилки; 6 — продольная тяга механизма навески; 7 — боковой кронштейн трактора.

Трактор Т-25 агрегатируется с косилкой КЗН-2,1. Перед навешиванием косилки трактор перестраивают в высокую модификацию с шириной колеи передних и задних колес 1400—1500 мм. Продольные тяги 6 (рис. 1) механизма навески трактора должны быть вставлены в средние отверстия боковых кронштейнов 7. Длину центральной тяги устанавливают 590 мм, а длину раскоса 2 — 490 мм. Продольные тяги необходимо заблокировать цепями; они должны быть неподвижны в поперечном направлении. Механизм навески поднимают в крайнее верхнее положение и при помощи перестановки подъемных рычагов па шлицах вала размещают задние шарниры продольных тяг на высоте 600 мм от земли.

Для навешивания косилки тракторист подъезжает задним ходом к косилке и, переводя рукоятку распределителя в плавающее положение, соединяет задние шарниры продольных тяг с осями на раме косилки. Оси рамы двусторонние (одна сторона имеет диаметр стержня 24 мм, а другая — 28 мм). Их можно переставлять в кронштейнах. Для агрегатирования косилки с трактором оси устанавливают так, чтобы наружный конец был равен 28 мм. После этого соединяют тяги механизма навески с осями рамы косилки и закрепляют их чеками, при этом упор переднего рычага механизма подъема косилки должен располагаться под левой продольной тягой механизма навески. Закрепив продольные тяги, соединяют задний шарнир центральной тяги с отверстием стойки на раме. Затем устанавливают шарнир карданной передачи на вал отбора мощности трактора.

Навешенную косилку поднимают гидромеханизмом и, регулируя длину раскосов, добиваются, чтобы рама занимала горизонтальное положение в поперечной плоскости. После этого ее опускают до соприкосновения стоек с землей, причем высота заднего шарнира продольной тяги должна быть над уровнем земли 350 мм. Во время работы косилки это расстояние не должно быть меньше 350 мм. Его поддерживают при соответствующей установке ограничительного упора на штоке поршня силового цилиндра. После навески косилки переводят стойки рамы в горизонтальное положение.

Работа трактора с опрыскивателем-опыливателем. Для борьбы с вредителями и болезнями растений методом опрыскивания или опыливания агрегатируют с трактором Т-25 опрыскиватель-опыливатель ОНК-Б.

Перед навешиванием опрыскивателя-опыливателя трактор перестраивают в высокую, огородную, модификацию и устанавливают колею соответственно ширине междурядий обрабатываемых культур. С трактора снимают верхнюю и нижнюю тяги механизма навески, раскосы, кронштейн центральной тяги, силовой цилиндр со шлангами, боковые кронштейны корпуса главной передачи, колпак хвостовика вала отбора мощности, крылья задних колес и фары.

Резервуары устанавливают по бокам трактора над колесами при помощи передних и заднего кронштейнов. Передние кронштейны крепят к трубам полурамы трактора (рис. 2).
Установка передних кронштейнов резервуаров на трактор Т-25
Рис. 2. Установка передних кронштейнов резервуаров: 1 — резервуар; 2 — хомут; 3 — прокладка; 4 — кронштейн; 5 — растяжка; 6 — труба рамы трактора.

Задний кронштейн 2 (рис. 3) резервуаров монтируют па подъемные рычаги механизма навески.
Установка заднего кронштейна резервуаров на трактор Т-25
Рис. 3. Установка заднего кронштейна резервуаров: 1 — резервуар; 2 — кронштейн; 3 — растяжка; 4 — подъемный рычаг.

Для этого рычаги поднимают вверх так, чтобы ось отверстия на конце рычага была на высоте 480 мм от оси дифференциала, что соответствует почти вертикальному положению рычага. Кронштейн закрепляют на рычагах осями, прикладываемыми к машине. На два отверстия (внутренние) в тормозном рукаве, к которым прикреплено крыло, устанавливается правый и левый кронштейны. В кронштейне имеется болт, к которому крепят растяжки 3, фиксирующие задний кронштейн в продольном направлении. Резервуары устанавливают на кронштейнах при помощи подставок. Между подставками и резервуарами проложены резиновые прокладки.
Схема навешивания рамы опрыскивателя на трактор Т-25
Рис. 4. Схема навешивания рамы опрыскивателя на трактор: 1 — тормозной рукав; 2 — кронштейн опрыскивателя; 3 — крепежная косынка; 4 — ведущая звездочка; 5 — растяжка; 6 — рама опрыскивателя.

Перед навеской на хвостовик вала отбора мощности устанавливают и крепят ведущую звездочку 4 (рис. 4) с числом зубьев 15 под цепь с шагом 19,05 мм. Раму машины монтируют к корпусу главной передачи на четырех задних отверстиях с каждой стороны, к которым на тракторе прикреплены боковые кронштейны механизма навески. Рама удерживается в горизонтальном положении двумя растяжками 5, передние концы которых надевают на тот же болт в кронштейне, установленном на тормозном рукаве, что и тяги заднего кронштейна резервуаров. После навешивания на трактор на раму устанавливают все механизмы опрыскивателя-опыливателя.

Другие машины для химической защиты растений, такие, например, как ОНУ и ОШУ-50, навешиваются на заднее навесное устройство трактора. Их рабочие органы приводятся в действие от вала отбора мощности трактора.

Работа трактора с навесной волокушей. Трактор Т-25 агрегатируется с волокушей ВНХ-3, предназначенной для сбора сена из валка в копны и транспортирования их к месту скирдования. Волокуша может быть использована также для сбора соломы и камыша. Волокуша состоит из следующих основных узлов: рамы, грабельного аппарата, лобовой стенки, пальцев грабельного аппарата и деталей навески волокуши на трактор (рис. 5).
Схема навешивания волокуши на трактор Е-25
Рис. 5. Схема навешивания волокуши: 1 — корпус гидромеханизма; 2 — гидроцилиндр; 3 — подъемный рычаг; 4 — подъемная тяга волокуши; 5 — центральная тяга навески; 6 — волокуша; 7 — подъемная пружина волокуши; 8 — продольная тяга навески.

Перед навешиванием волокуши на трактор необходимо перестроить его для работы на реверсном ходу и наладить в высокой модификации.

Продольные тяги навесного устройства необходимо установить в средние отверстия боковых кронштейнов, а передний шарнир центральной тяги закрепить во втором снизу отверстии на кронштейн гидроподъемника, отрегулировав ее длину на 710 мм. Раскосы навесной системы должны быть сняты, а подъемные рычаги должны быть установлены под углом 8° относительно оси рычага гидроцилиндра (метки на торце ступиц рычагов должны быть на один шлиц выше меток подъемного вала). При этом шток цилиндра должен занимать самое нижнее положение.

Далее необходимо навесить ось подвеса волокуши на продольные тяги и заблокировать цепями, вставить задний конец центральной тяги навесного устройства трактора в утки на швеллере рамы волокуши, установить палец и закрепить чекой.

Загнутые концы тяг подъема волокуши пропустить через отверстия в средних угольниках лобовой стенки, установить шайбы и зашплинтовать, головки тяг подъема вставить в проушины подъемных рычагов навесного устройства трактора, пропустить пальцы, имеющиеся в комплекте волокуши, установить шайбы и шплинты.

После этого установить подъемные пружины, для чего необходимо продеть в отверстая на швеллере рамы концы подъемных пружин, а на их другие концы надеть натяжники, навернуть на них по одной гайке, а затем завести свободные концы натяжников в отверстия кронштейнов, навернуть гайки и закрепить.

Навешенную на трактор волокушу следует перед началом работы еще раз осмотреть, подтянуть крепления и развести шплинты.

    Навесное устройство регулировать в таком порядке:

  • проверить длину центральной тяги; расстояние передних концов рабочих пальцев от земли при поднятом грабельном аппарате должно быть 350 мм;
  • подтягивая или ослабляя натяжники пружин, отрегулировать положение рабочих пальцев;
  • опустить волокушу; после касания земли пальцами немедленно выключить распределитель. Опустить на штоке гидроцилиндра упор-ограничитель хода так, чтобы при касании земли пальцами волокуши гидравлический цилиндр отключался. Поскольку опускание пальцев волокуши происходит не на полный ход штока, установка упора-ограничителя обязательна.

Волокушу перевозят с поднятыми зубьями. При загрузке волокуши тракторист, не доезжая до копны, опускает грабельный аппарат и продолжает движение, при этом волокуша пальцами нанизывает копну, которая скользит по пальцам до упора в лобовую стенку. Наибольшая нагрузка на грабельную решетку не должна превышать 300 кг.

После загрузки грабельную решетку поднимают в транспортное положение и перевозят к месту разгрузки.

Для разгрузки волокуши у места скирдования необходимо остановить трактор, опустить грабельный аппарат а отъехать обратным ходом.

При длительном переезде необходимо наблюдать, не оседает ли навешенная волокуша и в случае необходимости поднимать её. Периодически следует проверять положение упора-ограничителя хода штока цилиндра.

При движении с опущенной волокушей рукоятка распределителя должна быть установлена только в плавающее положение.

Для обеспечения бесперебойной и производительной работы необходимо периодически проверять состояние всех креплений и смазывать трущиеся части машины солидолом. После окончания работы волокуша должна быть очищена от пыли, грязи и нависшей соломы или травы.

Перечень сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором Т-25, приведен ниже.

Перечень сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором Т-25.
Перечень сельскохозяйственных машин и орудий, агрегатируемых с трактором Т-25
[Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]

Похожие материалы