Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. OZON.ru | 978-5-4468-3656-7Traktory ustrojstvo i tekhnicheskoe obsluzhivanie. Uchebnoe posobie. Gennadij Gladov, Aleksandr Petrenko. Kupit shkolnyj uchebnik v knizhnom internet-magazine OZON.ru | 978-5-4468-3656-7

Навесное устройство трактора ДТ-75Н

Навесное устройство (рис. 1) — рычажно-шарнирное четырехзвенного типа, предназначено для присоединения к трактору навесных и полунавесных машин и орудий и обеспечения их правильной установки в рабочем и транспортном положениях. Оно установлено сзади трактора на специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек.

Трактор ДТ-75Н. Навесное устройство
Рис. 1. Навесное устройство: 1 — ось верхняя; 2 — рычаг штока; 3 — рычаг подъемный левый; 4 — тяга верхняя (центральная); 5 — вал рычагов; 6 — муфта; 7 — стойка; 8 — рычаг подъемный правый; 9 — головка верхней тяги; 10 — палец в сборе; 11 — муфта регулировочная верхней тяги; 12 — пружина амортизатора верхней тяги; 13 — вилка верхней тяги; 14 — серьга раскоса; 15 — винт раскоса верхний; 16 — муфта раскоса регулировочная; 17 — винт раскоса нижний; 18 — вилка раскоса; 19 — раскос правый; 20 — рым-болт; 21 — тяга нижняя правая; 22 — стремянка; 23 — вилка; 24 — палец раскоса; 25 — винт растяжки; 26 — фиксатор; 27 — палец левой нижней тяги; 28 — пружина пальца левой нижней тяги; 29 — муфта регулировочная ограничительной цепи; 30 — цепь ограничительная; 31 — головка нижних тяг центральная; 32 — тяга нижняя левая; 33 — раскос левый; 34 — ось нижняя; 35 — упор

Навесное устройство состоит из следующих сборочных единиц и деталей: двух подъемных рычагов 3 и 8, двух нижних тяг 21 и 32, верхней тяги 4, двух раскосов 19 и 33, верхней оси 1, вала рычагов 5, нижней оси 34 и двух ограничительных цепей 30.

На верхней оси 1 свободно вращается полый вал рычагов 5, на шлицевых концах которого установлены подъемные рычаги 3 и 8. На левом конце вала расположен рычаг 2 штока, свободно вращающийся на валу. Если золотник распределителя установлен в положение «подъем», поршень силового цилиндра под давлением масла действует через шток на рычаг штока, который свободно поворачивается до тех пор, пока его опорная площадка не упрется в площадку на нижней стороне левого подъемного рычага. После этого будут поворачиваться подъемные рычаги, которые раскосами 19 и 33 поднимают нижние тяги 21 и 32 вместе с орудием транспортное положение.

В средней части к валу рычагов шарнирно прикреплена верхняя центральная тяга 4. Тяга состоит из вилки 13 с пружинным амортизатором 12, регулировочной муфты 11 и головки 9 с пальцем в сборе 10.

Нижняя ось 34 прикреплена к соединительным кронштейнам рамы при помощи бугелей прицепного устройства. На оси установлены две центральные головки 31, соприкасающиеся друг с другом при двухточечной схеме наладки и раздвинутые вдоль оси до соприкосновения с соединительными кронштейнами рамы при трехточечной схеме. К головкам крепятся нижние тяги 21 и 32.

К задним сферическим шарнирам нижних тяг и верхней центральной тяги присоединяется навесное орудие. В каждой нижней тяге предусмотрено телескопическое устройство, предназначенное для облегчения подсоединения навесных орудий к трактору. При снятом пальце 27 нижние тяги могут раздвигаться на 80 мм. В рабочем положении палец удерживается фиксатором 26 и пружиной 28.

Нижние тяги и подъемные рычаги соединены раскосами 19 и 33, которые состоят из вилки 18, нижнего винта 17, регулировочной муфты 16, верхнего винта 15 и серьги 14.

Для ограничения поперечных перемещений навесных орудий служат ограничительные цепи 30. Цепи должны быть натянуты так, чтобы задние концы тяг с навешенным орудием в транспортном положении перемещались не более чем на 30 мм в ту и другую стороны. Длину цепей изменяют при поднятом положении орудия, вращая регулировочные муфты 29, в резьбовые отверстия которых ввернуты винты 25.

В навесном устройстве регулируют длину верхней тяги и раскосов.

Навесное устройство имеет специальную тягу для фиксации навешенной машины (орудия) или самого навесного устройства в транспортном положении.

Тяга состоит из муфты 6, свободно проворачивающейся на валу рычагов 5, и вилки 23 которая в транспортном (поднятом) положении соединяется с нижней тягой 21 при помощи рым-болта 20 и пальца.

Для перевода навесного устройства в рабочее (опущенное) положение отсоедините вилку 23 от нижней тяги (предварительно сняв с нее нагрузку путем перевода рычага и распределителя, при работающем насосе гидросистемы, в положении «подъем») и присоедините ее к правой стойке 7 при помощи пальца.

Автоматическая сцепка СА-2. Конструкцией механизма навески предусмотрена возможность установки автоматической сцепки для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин к трактору одним трактористом с места водителя в кабине трактора.

Соединение механизма навески трактора с сельхозмашиной осуществляется с помощью сцепки, установленной на нем, и сопрягаемого со сцепкой устройства — «Замка», устанавливаемого на сельхозмашине (замок не входит в конструкцию сцепки).
Автоматическая сцепка СА-2
Рис. 2. Автоматическая сцепка: 1 — рукоятка; 2 — кронштейн-повыситель; 3— собачка; 4 — рамка; 5 — палец; 6 — щека

Автоматическая сцепка СА-2 (рис. 2) состоит из рамки 4, сваренной из двух квадратных труб, сменных пальцев 5, кронштейна-повысителя 2 и рукоятки 1 с тросиком. При помощи сменных пальцев 5, с разными диаметрами цапф, рамка 4 присоединяется к продольным тягам механизма навески трактора.

Присоединение рамки 4 к центральной тяге навесной системы трактора осуществляется при помощи щеки 6 (верхние отверстия). Отверстия на щеке 6 используются также для крепления кронштейна-повысителя. Собачка 3 с помощью пружины фиксирует соединение рамки 4 с замком сельхозмашины. Управление автоматической сцепкой осуществляется из кабины трактора.

    В процессе эксплуатации трактора, оборудованного механизмом навески, соблюдайте следующие правила:

  • систематически проверяйте затяжку резьбовых соединений, особенно болтов бугелей нижней оси и болтов крепления крышки верхней оси механизма навески и при необходимости подтягивайте их;
  • содержите механизм навески в чистоте, регулярно очищая его от пыли и грязи;
  • при надевании шарниров на пальцы рамы орудия не пользуйтесь молотком, так как забоины, образующиеся от ударов, приводят к быстрому износу шарниров;
  • регулярно смазывайте солидолом или моторным маслом резьбовые соединения раскосов и верхней тяги, предварительно очистив их от пыли и грязи;
  • при установке сборочных единиц механизма навески на хранение все резьбовые соединения, а также неокрашенные места (шарниры, пальцы, поверхности нижних тяг, служащие для телескопической раздвижки) смазывайте солидолом;
  • следите за натяжением цепей растяжек. При обнаружении ослабления натяжения цепей подтягивайте их при поднятом положении орудия, фиксирующие хомуты растяжек при этом должны быть надежно стянуты болтами.

Агрегатирование трактора с сельскохозяйственными машинами. Наличие на тракторе семиступенчатой коробки передач, позволяющей получать скорости движения трактора в широком диапазоне, гидронавесной системы, вала отбора мощности, возможность установки ходоуменьшителя (для получения низких скоростей движения) или реверс-редуктора, узких гусениц (шириной 240 мм вместо 390 мм), автосцепки и тягово-сцепного устройства обеспечивают широкое применение трактора ДТ-75Н на самых различных работах в сельском хозяйстве, а также в других отраслях народного хозяйства в агрегате с большим количеством машин и орудий.

Тракторы, комплектуемые реверс-редуктором, по заказу потребителя оборудуются специальными подушками на лонжеронах рамы для крепления поперечной балки, с помощью которой монтируется различное оборудование, например, бульдозерное. При монтаже в передней части трактора тяжелого навесного оборудования балластные грузы, закрепленные впереди на раме трактора, рекомендуется снять.

Перечень основных сельскохозяйственных машин и орудий, с которыми агрегатируется трактор.
Перечень основных сельскохозяйственных машин и орудий, с которыми агрегатируется трактор ДТ-75Н

Составление машинно-тракторных агрегатов. При комплектовании машинно-тракторного агрегата следует учитывать необходимость выполнения сельскохозяйственной операции с высоким качеством и наиболее полное использование тяговых и скоростных возможностей трактора. Правильный подбор ширины захвата или количества машин в агрегате и выбор оптимальной скорости движения позволяет при хорошем качестве получить наибольшую производительность.

Наиболее эффективный и экономичный режим работы машинно-тракторного агрегата такой, при котором загрузка тракторного дизеля близка к номинальной эксплуатационной.

Правильность подбора состава агрегата определяется в работе путем определения степени загрузки дизеля за счет перехода на высшую передачу. Если на более высокой передаче дизель работает нормально, значит, дизель на более низкой передаче был недогружен.

Если скорость трактора при нормально загруженном дизеле превышает допустимую по агротехническим требованиям, следует увеличить количество машин в агрегате (или использовать сельхозмашину с большей шириной захвата). Если при нормально загруженном дизеле скорость трактора ниже допускаемой по агротехническим требованиям, количество машин в агрегате следует уменьшить (или использовать сельхозмашину с меньшей шириной захвата).

На пахоте загрузку трактора можно проверить, увеличив глубину пахоты на 2—3 см против нормы. Если при этом дизель трактора будет работать с небольшой перегрузкой на большей части загона, значит первоначальный режим работы трактора выбран правильно.

    При составлении машинно-тракторных агрегатов необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • Не следует перегружать трактор по тяге, так как при этом увеличивается износ деталей дизеля и других узлов трактора. Тяговое усилие на крюке трактора не должно превышать 3500 кгс.
    При работе на полях, имеющих уклон или холмистый рельеф, агрегат необходимо скомплектовать так, чтобы не перегружать трактор при движении на подъем.
    Для повышения производительности рекомендуется при этом маневрировать передачами тракторе, включая высшую при движении под уклон. Вместе с тем не следует злоупотреблять слишком частыми переключениями передач, так как при переключении агрегат останавливается, на что теряется время, а производительность снижается. Опытным путем установлено, что в обычных условиях работы включать высшую передачу нецелесообразно, если путь трактора до нового включения низшей передачи будет менее 100 м.
    Если при значительной недогрузке дизеля по условиям работы нельзя увеличить ширину захвата и перейти на высшую передачу, следует работать на частичных режимах дизеля, уменьшив подачу топлива. Если недогрузка сравнительно невелика и большая скорость не ухудшает качества работы, уменьшать подачу топлива не рекомендуется.

Работа трактора с навесными сельхозмашинами и орудиями. Навесные сельскохозяйственные машины соединяют в агрегат с трактором через шарниры нижних продольных и верхней центральной тяг навесного устройства или используют автосцепку СА-2.

В зависимости от вида выполняемых работ и марки присоединяемой машины навесное устройство налаживается по двух или трехточечной схеме.

При двухточечной схеме наладки обеспечивается большая маневренность агрегата, допускаются небольшие повороты (до 20°) трактора без выглубления рабочих органов машины.

По этой схеме к трактору присоединяют плуги и другие орудия с небольшой шириной захвата.

При агрегатировании трактора с навесными орудиями малой ширины захвата для обеспечения движения правой гусеницы на достаточном расстоянии от края обработанного поля (50—150 мм в зависимости от скорости движения и состояния почвы), нижние и верхнюю тяги навесного устройства смещают вправо. Для этого на нижней и верхней осях предусмотрено два дополнительных положения крепления тяг со смещением от продольной оси трактора на 58 и 116 мм.

Величина необходимого смещения в каждом конкретном случае определяется условием устойчивого прямолинейного движения агрегата с заглубленным орудием.

Трехточечная схема наладки, при которой нижние тяги навесного устройства образуют с рамой орудия трапецию, обеспечивают устойчивый ход орудия относительно трактора в поперечном направлении. По этой схеме подсоединяют такие машины, которые при движении должны иметь небольшие отклонения от траектории движения тракторе.

С завода тракторы отправляются с навесным устройством, налаженным по двухточечной схеме.

    Для переналадки навесного устройства на трехточечную схему необходимо выполнить следующие операции:

  • отверните стяжные болты левого и правого упоров 35 (рис. 1), снимите упоры с оси и раздвиньте правую и левую половины центральной головки 31 вдоль оси до соприкосновения с бугелями;
  • зафиксируйте правую и левую цилиндрические головки упорами 35. Обработанные и закаленные поверхности упоров должны быть направлены в сторону фиксируемых головок. Переднюю и заднюю половины упоров соедините болтами и затяните их;
  • установите и закрепите верхние концы раскосов с левом стороны задних головок подъемных рычагов. При этом фиксатор транспортного положения верхней тяги вместе с соответствующим пальцем должен быть установлен на правом подъемном рычаге;
  • установите верхнюю тягу вдоль продольной оси трактора.

Для получения из трехточечной схемы блокированного от поворотов в горизонтальной плоскости варианта наладки навесного устройства отсоедините передние концы блокировочных цепей, установите их в специальные проушины вилок нижних тяг и закрепите пальцами. После подсоединения орудия длину блокировочных цепей отрегулируйте до натяжения.

    При навешивании машин и орудий на навесное устройство трактора сделайте следующее:

  • снимите с бугелей прицепную и упряжную скобы, если они установлены, и поместите прицепную скобу между штырей стоек навесного устройства;
  • на прицепную скобу установите упряжную скобу со штырем;
  • вращением регулировочных муфт увеличьте до предела длину растяжек;
  • установите орудие в рабочее положение на ровной площадке, опустите нижние тяги навесного устройства и, сдав трактор задним ходом, подъезжайте к орудию так, чтобы расстояние между шарнирами нижних тяг и присоединительными пальцами орудия стало равным 20—60 мм;
  • установкой среднего золотника распределителя в положение «подъем» или «плавающее положение» добейтесь совпадения шарниров нижних тяг и присоединительных пальцев сельскохозяйственного орудия по высоте;
  • сожмите рукой пружину 28 (рис. 1) пальца 27 левой нижней тяги и, повернув палец так, чтобы его рукоятка вышла из фиксатора 2. Выньте палец, вытяните тягу назад на необходимую длину, наденьте на присоединительные пальцы орудия и зафиксируйте от спадания чекой, то же проделать с правой
    тягой;
  • подсоедините верхнюю тягу к стойке навесного орудия;
  • сдайте трактор назад до выбора телескопичности в обеих нижних тягах (до жесткого упора подвижных деталей) и поднимите орудие;
  • установите пальцы 27 нижних тяг в отверстие, сжав пружины и повернув пальцы так, чтобы рукоятки пальцев вошли в фиксатор;
  • отрегулируйте длину растяжек с таким расчетом, чтобы при переездах по неровной дороге с повышенной скоростью концы нижних тяг имели боковое качание, не превышающее 20 мм в каждую сторону. Помните, что длину растяжек разрешается регулировать только при поднятом положении орудия;
  • если требуется сместить орудие вправо относительно продольной оси трактора нижние и верхнюю тяги сдвиньте вправо вдоль своих осей на необходимую величину и зафиксируйте в новом положении.
    При работе трактора с навесными машинами или орудиями необходимо выполнять следующие основные правила:

  • если трактор работает с машинами и орудиями, на требующими принудительного заглубления их рабочих органов, подъемный рычаг 3 должен быть рассоединен с рычагом штока основного силового цилиндра. В этом случае, чтобы поставить орудие в рабочее положение, установите рычаг управления основным силовым цилиндром в «плавающее» положение;
  • следите за тем, чтобы рычаг распределителя ив положения «подъема» и «принудительного опускания» возвращался в нейтральное положение автоматически. В противном случае вручную переведите рычаг в нейтральное положение после окончания подъема или принудительного опускания;
  • в случае, если в агрегате с трактором работают широкозахватные сельскохозяйственные машины и орудия, которые имеют опорные колеса (сеялки, культиваторы и т.п.), раскосы навесного устройства установите на свободный ход. Позволяющий машинам и орудиям приспосабливаться к рельефу поля в поперечной плоскости. Для этого выньте палец 24 и поместите его в инструментальный ящик;
  • во время работы с навесными машинами опускать машины в рабочее положение надо только после того, как закончен поворот, трактор вошел в загонку и движется прямолинейно;
  • поднимайте навесные машины в транспортное положение в конце гона только при прямолинейном движении трактора; поворот начинайте только тогда, когда все рабочие органы полностью выйдут из почвы.
    Категорически запрещается поворот трактора с орудием:
    а) если оно не поднято в крайнее верхнее положение;
    б) при ослабленных цепях растяжек или при их отсутствии;
  • при работе с заглубленными орудиями, присоединенными по двухточечной схеме, допускаются повороты агрегата под углом не более 0,35 рад (20°);
  • в начале работы тракторного агрегата окончательно установите орудия относительно трактора в соответствии с инструкцией по эксплуатации этого орудия. Равномерная глубина обработки достигается изменением длины верхней тяги при помощи регулировочной муфты. При работе трактора с навесным плугом чрезмерное заглубление передних рабочих органов, кроме удлинения верхней тяги, может быть устранено некоторым укорочением правого раскоса;
  • при первом заезде агрегата с машинами или орудиями, имеющими опорные колеса (копирующее устройство), необходимо установить высоту опорных колес над рабочими органами в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих машин, после установки колес их стойки плотно затяните зажимами;
  • переезжайте через канавы, неровности и другие препятствия осторожно, на малой скорости, не допуская резких кренов трактора и большого раскачивания навешенных машин;
  • перед транспортным перегоном трактора навесное устройство (с навешенным орудием или без орудия) фиксируйте в поднятом положении при помощи специальной тяги в следующем порядке:
    а) отсоедините тягу (рис. 1) от скобы правой стойки, вынув палец, соединяющий их;
    б) при работающем насосе гидросистемы поставьте средний рычаг управления золотником распределителя в положение «подъем» и переведите навесное устройство в поднятое положение;
    в) соедините тягу с находящимся на правой нижней тяге рым-болтом 20 при помощи пальца, который после установки зафиксируйте шплинтом.
    В случае необходимости длину тяги регулируйте заворачиванием или отворачиванием вилки 23 до соединения ее с рым-болтом.

Перевод навесного устройства из транспортного положения в рабочее производите в следующем порядке:
а) при работающем насосе гидросистемы поставьте средний рычаг управления золотником распределителя в положение «Подъем» и переведите навесное устройство в поднятое положение;
б) отсоедините тягу от рым-болта, вынув соединяющий их палец;
в) соедините тягу со скобой правой стойки при помощи пальца и зафиксируйте его шплинтом.
После отсоединения и фиксации тяги навесное устройство готово к работе.

Порядок подсоединения к навесному устройству трактора машин и орудий при помощи автосцепки СА-2. Использование автосцепки СА-2 позволяет значительно облегчить соединение сельхозмашины с трактором и снизить трудоемкость этой операции.
Автосцепка СА-2 предназначена для работы с машинами, требующими высоту присоединительного треугольника как 700 мм, так и 900 мм.

    Порядок подготовки к работе и работы с автосцепкой:

  • для работы с сельхозмашинами, не требующими высоты присоединительного треугольника, равной 900 мм, снимите с автосцепки кронштейн-повыситель 2 (рис. 2);
  • навесьте автоматическую сцепку на навесное устройство трактора;
  • проденьте тросик в специальное отверстие в задней стенке кабины трактора. Отрегулируйте длину тросика таким образом, чтобы ход его в процессе включения и выведения из зацепления собачки не превышал 500 мм;
  • гидромеханизмом опустите вниз навесное устройство с автоматической сцепкой и подайте трактор назад к сельхозмашине. Вводя автоматическую сцепку в полость замка сельхозмашины и поднимая ее гидромеханизмом, навесьте сельхозмашину; при этом собачка 3 под действием пружины должна войти в паз замка сельхозмашины и зафиксировать соединение;
  • для отсоединения сельхозмашины от трактора поверните рукоятку 1 из кабины трактора с помощью тросика так, чтобы собачка 3 вышла из зацепления с упором замка, Удерживая рукоятку. В таком положении гидромеханизмом на плавающем режиме, опустите навесное устройство с автоматической сцепкой до момента выхода ее из замка сельхозмашины.

[Трактор ДТ-75Н. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1985г.]

Похожие материалы