Навесной механизм (навеска) трактора ДТ-54А

Навесной механизм, или механизм для навешивания орудий и машин, установлен сзади трактора и закреплен на специальной раме.
Трактор ДТ-54А. Навесной механизм
Рис. 1. Навесной механизм трактора: а — двухточечная схема навески; б — трехточечная схема навески; в — крепление тяг; 1 — ограничительная цепь; 2 — цилиндр; 5 и 34 — цапфы; 4 — петля цепи; 5 — палец бугеля; 6 — бугель левый; 7 — бугель кронштейна задней оси рамы; 8 и 31 — пальцы; 9 — левая стойка; 10 — бугель стойки; 11 — ось; 12 и 15 — подъемные рычаги; 13 — палец цапфы; 14 — центральная тяга; 16 — винт раскоса; 17 — муфта; 18 — сердечник раскоса; 19 — средний палец раскоса; 20 — вилка; 21 — нижний палец раскоса; 22 — нижняя правая тяга; 23 — распорная втулка; 24 и 26 — упорное кольцо; 25 — центральная цапфа; 27 — вилка; 28 — винт; 29 — контргайка; 30 — гайка верхней центральной тяги; 32 — ограничительная муфта; 33 — углубление; 35 — нижняя ось навески; 36 и 37 — вилки тяг.

Она состоит из двух пар стоек 9 (рис. 1, а), заделанных верхними концами в бугели 10, а нижними (две стойки) в кронштейны, крепящиеся болтами к шнеллерам рамы трактора. Две стойки прикреплены пальцами 8 к бугелям 7 кронштейнов задней оси. В верхних бугелях 10 жестко сидит ось 11. На ней установлен полый вал. вращающийся на втулках, служащих подшипниками скольжения. На шлицы этого вала установлены два подъемных рычага 12 и 15, а между ними качающаяся на шаровой опоре цапфа верхней тяги, имеющая диаметрально расположенные пальцы 13. Цапфа от перемещения фиксируется двумя упорными кольцами 26 (рис. 1, б).

В нижних бугелях 6 (рис. 1, а) рамы закреплена ось 35, на которой установлены две качающиеся цапфы 3 и 34 (рис. 1, б) и силовой цилиндр 2 (рис. 1, а). Шток силового цилиндра пальцем соединен с левым подъемным рычагом 12, который в нижней своей части имеет прилив с отверстием. Цапфа 34 (рис. 1, б) от перемещения вдоль оси фиксируется двумя разрезными ограничительными муфтами 32 со стяжными болтами, входящими в углубление 33 на оси 35. К качающимся цапфам присоединены центральная тяга 14 (рис. 1, а) и две нижние тяги 22. К концам тяг, имеющим шарниры, непосредственно присоединяют навесные орудия. Тяги 22 (рис. 1, в) при помощи вилок 56 и 37 надевают на пальцы цапф 34. Вилки, в свою очередь, прикреплены болтами к нижним тягам, изготовленным из стальной, термически обработанной полосы.

Центральная тяга представляет собой винт 28 (рис. 1, б), на конце которого навернуты пилка 27 и гайка 30 с шарниром для присоединения тяги к стойке рамы орудия. Винт имеет вороток. Вращая винт за ворот, можно увеличивать или уменьшать общую длину центральной тяги. После регулировки длины тяги заднюю гайку 30 стопорят контргайкой 29. Нижние тяги 22 соединены с подъемными рычагами 12 и 15 при помощи раскосов.

Раскос состоит из верхнего винта 16 (рис. 1. а) с шарниром, муфты 17, навернутой на верхний винт, сердечника раскоса 18, в который ввинчен винт муфты 17, и вилки 20, свободно надетой на сердечник раскоса. Вилка и сердечник раскоса соединены между собой пальцем 19. Такая конструкция позволяет изменять длину раскоса в пределах 640—670 мм. В зависимости от направления вращения винт и обойма ввинчиваются или вывинчиваются, укорачивая или удлиняя раскос. В сердечнике раскоса и муфте имеются кон-рольные отверстия, за пределы которых удлинять раскос запрещается.

При работе трактора с широкозахватными орудиями, которые, перекатываясь на опорных колесах, должны приспосабливаться к рельефу поля, раскосы устанавливаются на свободный ход для изменения длины в зависимости от поперечного наклона орудия. Для этого разъединяют вилку 20 и сердечник 18 раскоса, вынув палец 19 и установив его в одно из отверстий на сердечнике 18 против овального окна в корпусе вилки 20.

Раскосы с тягами 22 и подъемными рычагами 12 и 15 соединены пальцами, вставленными в отверстия, имеющиеся в шарнирах тяг, подъемных рычагах и вилках раскоса.

Для ограничения поперечного качания орудия, поднятого в транспортное положение, служат цепи 1, которые одним концом закреплены на пальцах 5 бугелей, а другим — на скобах, прикрепленных к продольным тягам 22. Длину ограничительных цепей можно изменять вращением стяжных гаек. При работе трактора с орудиями, которые не должны отклоняться от следа трактора, цепи используют для блокировки тяг. Для этого передние концы цепей переносят на скобы, находящиеся в передней части продольных тяг, и после присоединения орудия стягивают гайками (рис. 1, б).

Навесной механизм в зависимости от типа присоединяемых орудий можно выполнять по двухточечной (рис. 1, а) или трехточечной (рис. 1, б) схеме. При установке механизма по двухточечной схеме нижние тяги 22 присоединяют к трактору в одной точке. Второй точкой является место крепления верхней центральной тяги 14.

При установке механизма по трехточечной схеме нижние тяги крепят в двух точках. При этом они образуют вместе с рамой орудия трапецию. Третьей точкой является место крепления верхней центральной тяги 14.

На тракторах ДТ-54А последнего выпуска навесной механизм унифицирован с навесным механизмом трактора ДТ-75. В отличие от вышеописанного унифицированный навесной механизм имеет раздвижные продольные тяги 18 и 24 (рис. 2, б), облегчающие и ускоряющие процесс подсоединения к трактору тяжелых и громоздких навесных сельскохозяйственных машин и орудий.
Трактор ДТ-54А. Унифицированный навесной механизм
Рис. 2. Унифицированный навесной механизм: а — вид сбоку; б — двухточечная схема навески; в — трехточечная схема навески; 1 — вилка центральной тяги: 2 — основной цилиндр; 3 — центральная тяга; 4 — пружина амортизатора; 5 — винт раскоса; 6 — стяжная муфта; 7 — сердечник; 8 — вилка; 9 — палец; 10 — защелка; 11 — стопорный палец; 12 — пружина; 13 и 14— стойки; 15 — кронштейн; 16 и 26 — вилки продольных тяг; 17 и 25 — подъемные рычаги; 18 и 24 — продольные тяги; 19 — шарнир; 20 и 23 — скобы ограничительных цепей; 21 — стяжная муфта; 22 — стяжной винт; 27 — ось; 28 — полый вал; 29 и 32 — масленки; 30 — нижняя ось; 31, 34 и 38 — качающиеся муфты; 33 — болты; 35 и 36 — качающиеся рычаги; 37 — болт крепления головки штока; 39 — стяжной болт; 40 — палец раскоса.

Изменена также конструкция подсоединения штока поршня основного цилиндра 2 (рис. 2, а) к левому подъемному рычагу 25 (рис. 2, б), вследствие чего возможна работа трактора с почвообрабатывающими орудиями без установки среднего рычага распределителя в плавающее положение. На верхнем полом валу 28 по обе стороны левого подъемного рычага 25 свободно насажены рычаги 35 и 36 (рис. 2, в), между ними помещена головка штока поршня силового цилиндра, которая соединена с рычагами 35 и 36 пальцем 37.

При подъеме орудия в транспортное положение, выдвигающийся из цилиндра шток поршня поворачивает рычаги 35 и 36 вокруг полого вала 28 до упора в левый подъемный рычаг 25 и, воздействуя через него на пустотелый вал, заставляет одновременно подниматься правый подъемный рычаг 17, а следовательно, и продольные тяги 18 и 24, связанные с рычагами посредством раскосов.

При установке орудия в рабочее положение, втягивающийся в цилиндр шток поршня воздействует только на рычаги 35 и 36, не оказывая влияния на подъемные рычаги, а следовательно, не производя принудительного заглубления рабочих органов орудия, т.е. орудие опускается под действием собственного веса.

В тех случаях, когда требуется принудительное заглубление рабочих органов орудия, рычаги 35 и 36 штока могут быть жестко связаны с подъемным рычагом 25. Для этого необходимо совместить отверстия Б в рычагах штока с отверстием А в подъемном рычаге 25 и вставить в эти отверстия стальной, цилиндрический палец, специально для этого предусмотренный.

Когда качающиеся рычаги 35 и 36 штока жестко соединены с подъемным рычагом 25 механизма, то при опускании почвообрабатывающего орудия (плуга, свеклоподъемника и др.), имеющего опорные катки, средним рычагом распределителя следует пользоваться так же, как при старой конструкции навесного механизма.

Для предохранения рамы и рабочих органов заглубленного почвообрабатывающего орудия от чрезмерных нагрузок при переезде трактора через неровности поля, а также с целью смягчения ударов и толчков при переездах трактора с поднятым в транспортное положение орудием или машиной верхняя центральная тяга 3 (рис. 2, а) снабжена двусторонним пружинным амортизатором 4.

Подготовка гидронавесной системы к работе. Перед началом работы трактора проверяют наличие масла в масляном баке и состояние всех агрегатов гидронавесной системы, а такжесоединений стальных маслопроводов и гибких шлангов.

Подготовку агрегатов проводят в такой последовательности: проверяют работу механизма включения привода насоса. Для этого перед пуском двигателя переводят рукоятку включения привода из крайнего переднего положения в крайнее заднее (в сторону кабины) до захода фиксатора рычага в свое гнездо; проверяют надежность фиксации золотников распределителя в положениях: подъем, опускание и плавающее. Для этого поднимают рычаг распределителя сначала в крайнее верхнее положение (подъем), затем переводят в среднее (нейтральное), из среднего положения вниз до щелчка (опускание) и, наконец, вниз до упора (плавающее положение). Рычаг должен каждый раз удерживаться в заданном положении. После проверки работы фиксаторов ставят рычаг в нейтральное положение; проверяют поднятием и опусканием верхней центральной тяги вручную, проворачивается ли на шарнире ее качающаяся муфта. Запустив дизель и убедившись в четкой и безотказной работе гидронавесной системы, а так¬же в отсутствии просачивания масла в местах соединений стальных маслопроводов и резиновых шлангов, навешивают орудие или машину.

Присоединение навесного орудия. При подготовке трактора для работы с навесным орудием в первую очередь переналаживают механизм для навешивания орудия на нужную схему.

По двухточечной схеме к трактору присоединяют плуги, свеклоподъемники и другие подобные им орудия и машины, а по трехточечной — культиваторы, канавокопателии т.п.

Навесное орудие должно быть правильно присоединено к навесной системе. Для этого орудие устанавливается на ровной площадке и трактор подъезжает к нему задним ходом до совмещения концов нижних тяг системы с соответствующими точками крепления орудия (машины). Установив средний рычаг распределителя в «плавающее» положение, опускают продольные тяги на высоту пальцев или оси рамы орудия (машины), надевают шарниры левой и правой тяг на пальцы орудия и закрепляют их чеками. Затем при помощи пальца присоединяют к шарниру центральной тяги среднюю стойку рамы орудия и также закрепляют чекой.

Присоединив таким образом орудие к трактору, устанавливают его раму в горизонтальное положение, изменяя длину правого раскоса и центральной тяги. Окончательно регулируют положение орудия относительно трактора в начале работы агрегата в соответствии с руководством по эксплуатации используемого орудия. Затем, подняв орудие в транспортное положение (перестановкой среднего рычага распределителя в положение «подъем»), регулируют длину ограничительных цепей так, чтобы при переездах по неровной дороге с повышенной скоростью концы продольных тяг имели боковое качание, не превышающее 20 мм в каждую сторону.
Если орудие имеет длинные рабочие органы и хода продольных тяг недостаточно для подъема их на безопасную высоту (300 мм), следует уменьшить длину центральной тяги.

    Для переналадки унифицированного навесного механизма по трехточечной схеме необходимо:

  • снять скобы 20 и 23 (рис. 2, б) для крепления ограничительных цепей к продольным тягам 18 и 24 и до предела удлинить их за счет добавления звеньев и свинчивания стяжных муфт 21;
  • снять продольные тяги 18 и 24 со средней качающейся муфты 31 нижней оси 30, установить их раздельно на боковые муфты 34 и 38 (рис. 2, в) и намертво закрепить каждую болтом 33 (рис. 2, б) и специальным пальцем;
  • вывернуть стяжные болты 39 (рис. 2, в) из головок подъемных рычагов и вынуть верхние пальцы 40 раскосов;
  • повернуть пальцы и вставить их в отверстия головок рычагов с левой стороны каждого рычага по ходу трактора и затянуть стяжные болты 39;
  • вывернуть болты 41 крепления установочных колец 42 качающейся муфты верхней центральной тяги, переставить муфту на середину пустотелого вала, ограничить ее перемещение установочными кольцами, зафиксировать их, ввернув болты в имеющиеся в пустотелом валу отверстия.

Унифицированный навесной механизм позволяет производить присоединение навесного орудия одному трактористу, без помощников. Для этого достаточно подъехать задним ходом к установленному на горизонтальной площадке орудию на расстояние 10—60 мм. Выключив передачу и затормозив трактор, тракторист увеличивает длину ограничительных цепей до предела, затем, нажав поочередно на головки пальцев 11 (рис. 2, а) правой и левой продольных тяг до сжатия пружины 12 и поставив в вертикальное положение нижние защелки 10 пальцев, вынимает их. Это дает возможность изменять длину продольных тяг и свободно надеть их задние шарниры 19 (рис. 2, б) на пальцы или оси рамы орудия (машины). После подсоединения орудия к наносному механизму включают передачу заднего хода, подают трактор назад до совмещения отверстий подвижных и неподвижных частей продольных тяг, чтобы можно было в них вставить стопорные пальцы 11.

Центральная тяга 3 (рис. 2, а) к навесному орудию подсоединяется аналогично ранее описанному. Унифицированный навесной механизм рассчитан для работы с модернизированным плугом ПН-4-35С, имеющим высоту стойки 900 мм. Поэтому при работе трактора с серийным плугом ПН-4-35, имеющим высоту стойки 700 мм, необходимо увеличивать высоту его стойки до 800 мм, что позволяет избежать задевания заднего корпуса плуга за почву при переездах по неровному полю.

Конструкция унифицированного навесного механизма позволяет устанавливать прицепную скобу для работы трактора с прицепными и полунавесными машинами или орудиями. Для этого поднимают в крайнее верхнее положение продольные тяги 4 (рис. 3) и центральную тягу 1, закрепив ее цепочкой к левому подъемному рычагу 2.
Трактор ДТ-54-А. Установка прицепного устройства
Рис. 3. Установка прицепного устройства: 1 — центральная тяга; 2 — левый подъемный рычаг; 3 — качающийся рычаг; 4 — продольная тяга; 5 — прицепная скоба; 6 — упряжная скоба; 7 — пальцы.

После этого вынимают пальцы крепления передних концов ограничительных цепей к задним вилкам бугелей, устанавливают прицепную скобу 5, прикрепив ее пальцами к задним вилкам бугелей. Упряжная скоба 6 в случае работы трактора с машиной, привод которой осуществляется от вала отбора мощности, крепится двумя пальцами 7. При переходе на работу с навесными машинами или орудиями прицепная скоба снимается и сдается на склад.

Уход за гидронавесной системой, ее неисправности и способы их устранения. Уход заключается в очистке гидронавесной системы от грязи, проверке и подтяжке всех креплений и соединений, а также в проверке уровня масла и промывке масляного бака.

Уровень масла в баке гидравлической системы проверяют при проведении технического ухода № 1. При необходимости доливают свежее масло до нормального уровня.

Через каждые 960 часов работы трактора очищают фильтрующие элементы масляного фильтра. Для этого вывинчивают пробку из сливного отверстия, сливают масло в чистую посуду и промывают пробку в дизельном топливе. Затем вывинчивают четыре винта, отводят в сторону крышку фильтра вместе со шлангом и вынимают фильтр из бака для промывки.

Промывать фильтр необходимо в разобранном виде дизельным топливом и затем обдуть сжатым воздухом. При этом нельзя нарушать регулировку перепускного клапана. Собранный после промывки фильтр устанавливают на место и заправляют масляный бак маслом до нормального уровня.

После заправки гидравлической системы включают масляный насос и пускают в ход двигатель, которому вначале дают поработать на малых оборотах при нейтральном положении рычагов распределителя в течение 2—3 мин. Затем, увеличив число оборотов дизеля до номинальных, дают поработать ему в течение 5 мин. Одновременно производят два-три подъема и опускания каждым цилиндром, проверяют соединения и устраняют подтекания. Вновь проверяют уровень масла в баке и смотрят, нет ли в нем пены. При появлении пены необходимо отыскать место подсоса воздуха и устранить неисправность.

В процессе работы гидронавесной системы могут встретиться неисправности, описание и способ устранения которых приведены ниже.

    Навешенное орудие (машина) не поднимается или не опускается.

  1. Не включен насос гидравлической системы. Остановить дизель и включить привод насоса гидросистемы.
  2. Нет масла в гидросистеме. Заправить бак маслом до нормального уровня.
  3. Перепускной клапан распределителя зависает и не садится в свое гнездо. Слегка ударить через деревянную наставку по крышке перепускного клапана. Если после этого гидросистема не будет работать, снять крышку перепускного клапана, разобрать клапан, промыть в дизельном топливе, проверить его свободный ход в корпусе распределителя, в направляющей втулке и прилегание к гнезду. Во время сборки детали клапана смазать дизельным маслом.
  4. Масло в гидросистеме сильно охладилось и загустело. Прогреть масло до температуры +30°.
  5. Не работает насос гидросистемы. Проверить, работает ли насос. Для этого надо снять крышку перепускного клапана и слегка через пружинку нажать на клапан. Если насос исправен, масло будет выходить наружу. Если масло не появляется, заменить насос.
  6. Ослабли накидные гайки запорных устройств маслопроводов. Подтянуть запорные устройства, устранить неплотности в их соединениях.
  7. Засорился замедляющий клапан штуцера силового цилиндра. Снять штуцер с замедляющим клапаном с силового цилиндра и промыть его в дизельном топливе.
  8. Заклинился в гнезде клапан ограничения хода поршня цилиндра. Отпустить гайку-барашек, отвести упор и приподнять клапан плоскогубцами за его хвостовик.
  9. Зазор между упором и стержнем клапана ограничения хода поршня цилиндра меньше 10 мм. Поднять упор вверх по штоку цилиндра на 20—30 мм от стержня клапана.
    Масло и пена выбрасываются через сапун масляного бака гидросистемы.

  1. Маслопроводы в местах соединения имеют неплотности, через которые происходит подсос воздуха. Проверить и подтянуть места соединения маслопровода от бака гидросистемы к насосу.
  2. Недостаточный или повышенный уровень масла в гидросистеме. Долить или слить масло до необходимого уровня.
    Рычаги распределителя не возвращаются в нейтральное положение после окончания подъема или опускания навесного орудия.

  1. Холодное масло. Прогреть масло при средних оборотах дизеля.
  2. Температура масла поднялась выше 70°. Остановить дизель, выключить насос гидросистемы и дать маслу остыть.
  3. Заедание золотников распределителя. Заменить распределитель.
    Рычаги распределителя не фиксируются в рабочих положениях.

  1. Холодное масло. Прогреть масло до температуры 35—40°.
  2. Сломались или износились фиксирующие пружины. Заменить фиксирующие пружины или заменить распределитель.
    Навешенное орудие поднимается и опускается рывками.

  1. Мало масла в гидравлической системе. Долить масло в бак до нормального уровня.
  2. Температура масла превышает 70°. Выключить насос гидравлической системы и охладить масло.
  3. В маслопроводы гидравлической системы попадает воздух. Сделать несколько подъемов и опусканий навешенного орудия. Если рывки не исчезнут, установить орудие сначала в верхнее, а затем в нижнее положение, ослабить глухие пробки в верхней части крышки цилиндра и осторожно выпустить воздух.
    Навешенное орудие не удерживается в поднятом положении.

  1. Мало масла в гидравлической системе. Долить масло в бак до нормального уровня.
  2. Износилось резиновое кольцо, уплотняющее поршень силового цилиндра. Снять цилиндр, проверить состояние резинового кольца поршня и в случае необходимости заменить кольцо.
  3. Износились золотники распределителя. Заменить распределитель.
    Масло из гидравлической системы попадает в картер дизеля.

  • Вышел из строя сальник ведущего вала насоса гидравлической системы. Заменить насос гидравлической системы или снять насос и установить новый каркасный сальник.
    Навешенное орудие быстро опускается.

  • Неправильно установлен штуцер с замедляющим клапаном в верхней крышке силового цилиндра. Поменять местами штуцеры в верхней крышке цилиндра (штуцер с замедляющим клапаном нужно устанавливать с правой стороны штока цилиндра по ходу трактора).

[Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968г.]

Похожие материалы