Заднее навесное устройство тракторов Т-150, Т-150К

Заднее навесное устройство, унифицированное с навесной системой тракторов класса 3 т тяги, представляет собой рычажно-шарнирный четырехзвенный механизм, к трем точкам которого крепят необходимое оборудование.

Устройство установлено сзади трактора на двух опорных стойках, закрепленных на кронштейнах и бугелях рамы трактора Т-150, и непосредственно на кронштейнах задних секций рамы трактора Т-150К.

В механизм навески входят верхняя ось, вал с подъемными и упорными рычагами, центральная тяга, два раскоса, две ограничительные цепи и нижняя ось с двумя продольными нижними тягами.

Вал рычагов установлен на верхней оси и свободно вращается в опорных втулках. На шлицевые концы вала насажены подъемные рычаги. Левый подъемный рычаг имеет площадку для контакта с рычагом штока, в нижний паз которого входит головка штока гидравлического цилиндра, шарнирно закрепленная посредством пальцев (рис. 1).

Заднее навесное устройство трактора Т-150К
Рис. 1. Заднее навесное устройство трактора Т-150К (вид сбоку): А — шаровая головка центральной тяги; Б — шаровая головка нижней тяги; 1 — верхняя ось; 2 — палец; 3 — упорный рычаг; 4 — рычаг штока; 5 — центральная тяга; 6 — подъемный рычаг; 7 — раскос; 8 — нижняя тяга; 9 — шаровые головки; 10 — ограничительная цепь; 11 — палец; 12 — фиксатор; 13 — нижняя ось.

При подаче рабочей жидкости в подпоршневую полость шток цилиндра выдвигается и поворачивает рычаг штока, который в свою очередь подходит упором к площадке левого подъемного рычага и поднимает его.

В верхней проушине рычага штока и в левом подъемном рычаге выполнены соосные отверстия, в которые можно вставлять палец блокировки опускания, когда трактор работает со специальными агрегатами, требующими принудительного заглубления рабочих органов. В эти же отверстия входит палец упорного рычага, помогающего удерживать орудие в транспортном положении при длительных переездах (Т-150К).

Упорный рычаг свободно насажен на вал рычагов. При его повороте и упоре нижним концом в торец верхней полки швеллера отверстие верхнего плеча рычага совмещается с отверстиями рычага штока и подъемного рычага.

Центральная тяга снабжена двухсторонним пружинным амортизатором, благодаря которому улучшается копирование рельефа рабочими органами сельскохозяйственных машин и уменьшаются ударные нагрузки.

Центральная тяга может устанавливаться как на оси трактора, так и с необходимым смещением. Длину ее можно изменять с помощью регулировочной муфты и изменять таким образом глубину хода передних и задних рабочих органов орудия. Когда центральной тягой не пользуются, ее закрепляют на фиксаторе, который устанавливают на пальце подъемного рычага.

На нижней оси имеются две цилиндрические головки, к которым присоединены раздвижные нижние тяги, облегчающие навешивание орудий. В хвостовике передней вилки нижней тяги выполнен паз, в который проходит палец трубы задней головки. На величину продольного паза можно выдвинуть назад головку тяги и соединить с цапфой навесного орудия. После подачи трактора назад до выбора телескопичности в обеих продольных тягах в совмещенное отверстие трубы задней головки и хвостовика передней вилки нужно вставить и зафиксировать палец с рукояткой. Нижние тяги связаны с подъемными рычагами посредством регулируемых по длине раскосов.

Навинчиванием (или свинчиванием) стяжной муфты раскоса достигается необходимый наклон или горизонтальное правильное положение орудия в поперечной плоскости. После регулировки муфту стопорят гайкой. В транспортном положении орудие предохраняется от раскачивания двумя перекрестно расположенными цепями, соединяющими нижние продольные тяги с проушинами бугелей. Длина цепей регулируется навинчиванием или свинчиванием муфты. При необходимости значительного укорочения сбрасывают с пальца петли одно или несколько звеньев цепи.

Наладка механизма навески. Навесные орудия и машины присоединяются к трактору в трех точках на шаровых головках нижних продольных и верхней центральной тяг. При этом механизм навески может иметь двухточечную или трехточечную схемы наладки (рис. 2).
Положение тяг при двухточечной и трехточечной схемах наладки навесного устройства
Рис. 2. Положение тяг при двухточечной и трехточечной схемах наладки навесного устройства: 1 — нижняя ось; 2 — головка нижних тяг; 3 — нижняя тяга правая в положении трехточечной наладки; 4 — нижняя тяга правая при двухточечной схеме наладки; 5 — центральная тяга с пружинным амортизатором; 6 — нижняя тяга левая при двухточечной схеме наладки; 7 — нижняя тяга левая при трехточечной схеме наладки.

Двухточечная схема наладки навесного устройства. Обе головки нижних тяг установлены па нижней оси вплотную друг к другу и с двух сторон ограничены упорами от бокового смещения. При таком положении линии нижних тяг как бы пересекаются в одной точке па нижней оси. Второй точкой является место шарнирного присоединения центральной тяги к верхней поперечной оси. Обе точки (нижняя и верхняя) должны находиться в одной вертикальной плоскости.

По двухточечной схеме к трактору присоединяются плужные агрегаты, свеклоподъемники и другие орудия. Она обеспечивает большую маневренность агрегата с допустимым отклонением его от прямолинейного пути и поворот до 20° без подъема в транспортное положение.

Различают двухточечную наладку с центральным расположением шарниров и со смещенным положением их от оси трактора вправо на требуемую величину, которая согласуется с шириной захвата орудия. При центральном положении шарниров раскосы закрепляются с левой стороны относительно подъемных рычагов. При смещении нижней и верхней тяг вправо раскосы крепят с правой стороны относительно подъемных рычагов.

Трехточечная схема наладки навесного устройства. Обе передние головки нижних тяг раздвинуты в крайние положения на нижней оси и закреплены в двух точках упорами. В таком положении нижние тяги образуют с рамой присоединенного орудия шарнирную трапецию. Место шарнирного присоединения центральной тяги в этом случае является третьей точкой. Раскосы закрепляются с левой стороны относительно подъемных рычагов.

Наладка навесных машин по трехточечной схеме обеспечивает устойчивый ход орудия в поперечном направлении относительно трактора. По этой схеме рекомендуется присоединять сельскохозяйственные машины, которые в движении должны иметь небольшие отклонения от следа трактора. При трехточечной наладке обеспечивают жесткую блокировку тяг в поперечной плоскости, когда навешиваются машины, имеющие привод рабочих органов от ВОМ трактора (например, дождевальная машина) или требующие жесткой связи с трактором в поперечной плоскости. Для блокировки тяг надо присоединить передние концы растяжек (цепей) к проушинам, приваренным к нижним тягам, и натянуть растяжки стяжными муфтами.

Заднее навесное устройство особого ухода не требует. Необходимо периодически смазывать трущиеся поверхности втулок вала рычагов и шарнира центральной тяги, производя 5—6 нагнетаний шприцем в каждую из установленных на них масленок. Очищать от грязи и пыли, смазывать резьбовые соединения и проверять их затяжку.

Длину растяжек регулировать при поднятом орудии в транспортном положении: концы продольных нижних тяг должны иметь небольшое боковое качание в пределах 10—20 мм. При этом регулировочные винты растяжек во избежание разрыва резьбы нельзя вывинчивать больше чем на 40 мм каждый.

При длительных переездах трактора без использования механизма заднего навесного устройства следует свести нижние тяги и соединить их пальцем через отверстия в проушинах блокировки, уложить центральную тягу на фиксатор и застопорить упором. Проверить затяжку всех креплений. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др. 1975г.]

Похожие материалы