Топливные насосы высокого давления

Топливный насос предназначен для подачи под давлением к форсунке каждого цилиндра одинаковой точно отмеренной порции топлива, соответствующей режиму работы дизеля, в момент, обеспечивающий хорошие условия смесеобразования и сгорания.

В автотракторных дизелях наибольшее распространение получили топливные насосы золотникового типа с постоянным ходом плунжера. В этих насосах количество подаваемого топлива регулируют поворотом плунжера. В качестве примера рассмотрим конструкцию и принцип действия топливного насоса марки 4ТН9х10 (четырехплунжерный топливный насос с диаметром плунжера 9 мм и ходом плунжера 10 мм).

Рис. 1. Топливный насос 4ТН9х10

Устройство насоса. Он (рис. 1) состоит из корпуса 18, кулачкового вала 19, головки 6, четырех секций насоса и механизма регулирования количества подаваемого топлива.

Корпус представляет собой отлитую из чугуна жесткую коробку, к которой крепят головку с помощью болтов 7 и в которой размещают узлы и детали насоса. Корпус внутри имеет горизонтальную перегородку, которая делит его на верхнюю и нижнюю полости. В верхней полости размещены механизм регулирования количества подаваемого топлива и выступающие из головки части плунжерных пар, а в нижней — кулачковый вал 19. В горизонтальной перегородке имеются четыре отверстия, в которых установлены толкатели 14. С правой стороны корпуса имеется прилив для установки топливоподкачивающего насоса. К заднему торцу корпуса крепят регулятор частоты вращения, а к переднему торцу — плиту 17 и установочный фланец 16.

Кулачковый вал служит для периодического перемещения плунжеров из нижнего положения в верхнее. Вал установлен на шариковых подшипниках. Он имеет четыре кулачка тангенциального профиля и эксцентрик для привода в действие топливоподкачивающего насоса. Вал приводится во вращение от шестерни, установленной на фланец 16. Шестерня соединяется с валом с помощью шлицевой втулки 15, которая насажена на его конический хвостовик. На конце вала со стороны регулятора закреплена шестерня, с помощью которой приводится во вращение механизм регулятора. Кулачковый вал у четырехтактных дизелей вращается в два раза медленнее коленчатого вала. Вал изготовляют штамповкой из углеродистой стали.

Рис. 2. Конструкция и принцип действия секции топливного насоса

Головка 6 представляет собой фасонную отливку из чугуна, в которой размешены детали секции насоса, два продольных канала 21 и 26 (рис. 2, а), соединенных между собой поперечным каналом, и шариковый перепускной клапан. Топливо из фильтра тонкой очистки поступает в канал 26, а из него — в канал 21.

Головка насоса соединена с корпусом шпильками (рис. 1). Секция насоса (рис. 1, 2, а) состоит из гильзы 2, плунжера 3, пружины плунжера 11, нагнетательного клапана 4 с седлом 24 и пружиной 23, штуцера 5, толкателя 14 с роликом 30 и регулировочным болтом 13.

Гильза (рис. 2, а, б) представляет собой цилиндр, в верхней утолщенной части которого расположены два сквозных отверстия: верхнее — впускное 25 и нижнее — перепускное 22. Впускное отверстие каждой гильзы соединено с каналом 26, а перепускное — с каналом 21. Гильзу устанавливают в головке 6 насоса в определенном положении и фиксируют от проворачивания установочным винтом 27.

Плунжер предназначен для подачи топлива под давлением к форсунке и является золотником для регулирования количества подаваемого топлива соответственно нагрузке дизеля. В верхней части плунжер имеет кольцевую выточку 35 (рис. 2, б) и вертикальный паз 34, имеющий с одной стороны спиральную отсечную кромку 20 для регулирования количества подаваемого плунжером топлива. Головка плунжера имеет центральное вертикальное 32 и радиальное 33 отверстия. На цилиндрической части плунжера предусмотрена кольцевая выточка 36 для распределения смазки по трущимся поверхностям плунжера и гильзы. В нижней части плунжера имеется выступ 31, на который устанавливают тарелку 28 плунжера. На конце плунжера напрессован поводок 8. Плунжер перемещается в гильзе, как поршень в цилиндре.

Нагнетательный клапан (рис. 2, г, д) служит для периодического разобщения внутренней полости топливопровода высокого давления с надплунжерным пространством и для разгрузки топливопровода высокого давления. Клапан имеет коническую запорную фаску 38, цилиндрический разгрузочный поясок 37 и хвостовик с продольными пазами. Седло клапана (рис. 2, а), установленное на торец гильзы 2, прижимается к ней с помощью штуцера 5, ввертываемого в головку насоса. Гильза, плунжер, нагнетательный клапан и седло клапана изготовляют из легированной стали.

Толкатель (рис. 1, 2, а) служит для передачи движения от кулачкового вала 19 к плунжеру 3. Он представляет собой тонкостенный стальной стакан. Сверху в толкатель ввернут регулировочный болт 13 с контргайкой 29. В нижней части корпуса толкателя запрессована ось ролика 30.

Механизм регулирования количества подаваемого топлива (рис. 1) предназначен для увеличения или уменьшения количества топлива, подаваемого в цилиндры, при изменении режима работы дизеля. Механизм состоит из рейки 12, на которой стяжными болтами 10 закреплены хомутики 9 и скобы 1. В пазы хомутиков входят поводки 8 плунжеров. Рейка 12 с помощью скобы 1 связана с регулятором частоты вращения.

Трущиеся поверхности подвижных деталей топливного насоса, кроме гильзы и плунжера, смазываются дизельным маслом, которое находится в нижней полости корпуса насоса. Поверхности гильзы и плунжера смазываются дизельным топливом.

Принцип действия топливного насоса. Рабочий цикл насоса состоит из трех процессов: наполнение, нагнетание и перепуск.

Наполнение. Плунжер 3 под действием пружины 11 перемещается вниз. При этом впускное отверстие 25 открывается (рис. 2, в) и топливо под давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, из канала 26 поступает в надплунжерное пространство, заполняя его.

Нагнетание. При набегании кулачка вала 19 на ролик 30 толкателя плунжер поднимается. В начальный период подъема плунжера часть топлива перетекает из гильзы через впускное отверстие 25 в канал 26. После того как верхняя кромка плунжера перекроет впускное отверстие, давление топлива в надплунжерном пространстве повышается. Под действием давления топлива нагнетательный клапан 4, преодолевая сопротивление пружины 23, откроется (рис. 2, г) и топливо по топливопроводу высокого давления поступит к форсунке.

Перепуск топлива. При дальнейшем перемещении плунжера вверх наступит момент, когда отсечная кромка 20 откроет перепускное отверстие 22 (рис. 2, д) и топливо из надплунжерного пространства через отверстия 32 и 33, паз 34 и отверстие 22 перетекает в канал 21. Давление топлива в надплунжерном пространстве падает, и нагнетательный клапан под действием пружины 23 садится на свое седло, разобщая надплунжерное пространство с внутренней полостью топливопровода высокого давления.

Подача топлива к форсунке прекращается, несмотря на продолжающееся движение плунжера вверх. При опускании нагнетательного клапана в седло цилиндрический разгрузочный поясок, действуя, как плунжер, отсасывает из топливопровода высокого давления некоторое количество топлива. В результате давление топлива в топливопроводе высокого давления резко падает, и форсунка мгновенно прекращает подачу топлива в цилиндр дизеля.

Количество подаваемого топлива регулируют изменением полезного хода плунжера, т. е. хода, в течение которого происходит подача топлива к форсунке. Изменение полезного хода плунжера достигается поворотом его вокруг продольной оси.

Плунжер поворачивается с помощью рейки 12 (рис. 1) к хомутиков 9, в лазы которых входят поводки 8 плунжеров. При перемещении рейки вдоль оси хомутики поворачивают плунжеры в гильзах. Перемещение рейки вперед (по направлению к приводу насоса) увеличивает подачу топлива, а перемещение рейки назад уменьшает подачу его.

Начало подачи топлива секций насоса по углу поворота коленчатого вала (угла начала подачи) регулируют изменением длины толкателя 14 при помощи регулировочного болта 13 (рис. 1). При вывертывании болта из толкателя топливо начинает раньше подаваться к форсунке, т. е. угол опережения подачи топлива возрастет, а при завертывании болта топливо начинает позднее поступать к форсунке, т. е. угол опережения подачи топлива уменьшается. [Панкратов Г.П. Двигатели внутреннего сгорания. Автомобили, тракторы и их эксплуатация. 1979 г.]

Топливный насос

Тонкое распыливание топлива — это одно из важнейших условий для нормального протекания процесса сгорания. Форсунка, осуществляющая впрыск топлива в камеру сгорания, может обеспечить это требование только в том случае, если в ее каналы топливо будет подаваться под большим давлением. Эту работу и выполняет топливный насос.

    На тракторных дизелях отечественного производства устанавливаются насосы двух типов:

  1. многоплунжерные, у которых каждую форсунку обслуживает отдельный насосный элемент и, следовательно, число насосных элементов равно числу цилиндров двигателя;
  2. одноплунжерные, с одним насосным элементом, обслуживающим любое число форсунок через распределительное устройство.

Топливный насос должен подавать топливо ко всем форсункам в одинаковом количестве и при одном и том же положении поршней в цилиндрах, обеспечивающем наивыгоднейший угол опережения впрыска.

Чтобы мощность, развиваемая двигателем, всегда соответствовала нагрузке, нужно при изменении нагрузки изменять и количество подаваемого топлива. У насосов отечественных тракторных дизелей это достигается изменением момента окончания подачи топлива при постоянном моменте начала подачи Многоплунжерный топливный насос состоит из насосных элементов, механизма привода плунжеров и механизма регулирования количества подаваемого топлива. Основным механизмом насоса является насосный элемент.

Схема работы насосного элемента. На рисунке а показана схема процесса нагнетания топлива насосным элементом.

Рис. Схема работы и регулировки насосного элемента:

а — процесс нагнетания топлива насосным элементом; б — принцип регулирования количества топлива, подаваемого за один цикл; в — принцип регулирования момента начала подачи топлива; 1 — гильза; 2 — отсечная кромка плунжера; 3 — плунжер; 4 — отверстие для перепуска топлива; 5 — надплунжерная полость; 6 — седло нагнетательного клапана; 7 — нагнетательный клапан; 8 — пружина; 9 — разгрузочный поясок нагнетательного клапана; 10 — отверстие для впуска топлива; 11 — осевой канал плунжера; 12 — радиальный канал плунжера.

В гильзе 1 движется возвратно-поступательно плунжер 3. На верхний торец гильзы установлено седло 6 нагнетательного клапана с самим нагнетательным клапаном 7. Клапан прижат к седлу пружиной 8. Обе пары деталей — плунжер с гильзой и нагнетательный клапан с седлом — являются прецизионными, т.е. их детали обработаны с высокой степенью точности и индивидуально подобраны друг к другу так, что зазоры между ними составляют 1—2 микрона. В гильзе просверлены два отверстия: верхнее 10 для впуска топлива в гильзу и нижнее 4 для перепуска топлива по окончании подачи.

Оба отверстия сообщаются с каналом в головке насоса, куда подкачивающая помпа нагнетает топливо. Плунжер имеет осевой 11 и радиальный 12 каналы и фасонную выточку с косым срезом — отсечной кромкой 2.
При движении плунжера вниз в надплунжерной полости 5 создается разрежение и вследствие перепада давления в момент открытия впускного отверстия из канала головки насоса поступает топливо. При движении плунжера вверх он сначала выталкивает часть топлива обратно через впускное отверстие, а как только отверстие закроется, начинает сжимать топливо в надплунжерной полости. Известно, что всякая жидкость практически почти не сжимается, поэтому давление в надплунжерной полости быстро возрастает. Когда оно превысит противодавление топлива, имеющегося над клапаном (80—90 кг/см²), и упругость его пружины (6—8 кг/см²), клапан поднимется и топливо начнет выталкиваться в топливопровод. Когда в топливопроводе давление превысит 125 кг/см², откроется запорная игла форсунки и начнется впрыск топлива в камеру сгорания. За счет некоторого сжатия топлива в топливопроводе и расширения самого топливопровода, а также за счет утечки топлива в зазоры между деталями насосного элемента и форсунки начало впрыска будет несколько запаздывать относительно начала подачи топлива в топливопровод.

Подача топлива в топливопровод и его впрыск форсункой продолжаются до тех пор, пока отсечная кромка плунжера не подойдет к нижней кромке перепускного отверстия. В этот момент полость фасонной выточки, а следовательно, и надплупжерная полость сообщится с каналом головки. Давление в них резко снизится, и нагнетательный клапан начнет садиться в свое гнездо.

Вначале клапан войдет в отверстие гнезда цилиндрическим, точно обработанным пояском 9 (разгрузочным), разобщит тем самым надплунжерную полость с полостью над клапаном и сделает невозможным перетекание топлива из топливопровода в надплунжерную полость. При дальнейшем движении клапана произойдет как бы отсасывание топлива из топливопровода и давление снизится до 80—90 кг/см².

На рисунке б показан принцип регулирования количества топлива, подаваемого насосным элементом за один цикл. Из него следует, что начало подачи топлива происходит всякий раз при одном и том же положении плунжера, а окончание подачи зависит от того, какой частью отсечная кромка располагается против перепускного отверстия.

Рабочий ход плунжера т.е. часть полного хода от момента закрытия впускного отверстия до начала открытия отверстия для перепуска топлива, равен разности между высотой отсечной кромки l против перепускного отверстия и расстоянием l1 между кромками отверстий. Последняя величина постоянна для насоса данной конструкций, поэтому чем больше l, тем больше рабочий ход плунжера и подача.

Изменение количества подаваемого топлива достигается изменением рабочего хода плунжеров за счет их поворачивания относительно отверстий в гильзе. Эта операция осуществляется механизмом регулирования количества подаваемого топлива.

Топливные насосы дизелей Д-36, Д24 и Д-14 имеют одинаковые детали насосных элементов, за исключением плунжеров, которые отличаются углом наклона отсечной кромки. У насоса дизеля Д-36 этот угол составляет 33°20′, у Д-14 и Д24 — 48°20′.

По сравнению с плунжерами с более крутой кромкой плунжеры с пологой кромкой при одинаковом положении в гильзе имеют меньший рабочий ход и меньшую подачу топлива за цикл. Однако их эксплуатационные качества выше: легче регулируется равномерность подачи топлива, более стабильны показатели при длительной работе насоса, износ деталей регулирующего механизма меньше влияет на величину подачи топлива.

Количество подаваемого за каждый цикл топлива зависит не только от величины рабочего хода плунжера, но и от скорости его движения. При уменьшении числа оборотов подача за цикл снижается. Это происходит, во-первых, потому, что при медленном движении плунжера подача начинается несколько позже и заканчивается несколько раньше, а во-вторых, увеличивается утечка топлива через зазоры.

У тракторных дизелей угол опережения подачи топлива обеспечивается постоянный и притом наивыгоднейший для режима работы с полной нагрузкой при нормальном числе оборотов. Этот наивыгоднейший момент подачи устанавливают при регулировке насоса.

Как показано на рисунке в, начало подачи топлива зависит от расстояния m между торцом плунжера и верхней кромкой впускного отверстия.

Чем больше это расстояние, тем позже начнется подача. При изменении положения плунжера в гильзе по высоте полный ход s и рабочий ход s1, остаются неизмененными, изменяется только положение верхней и нижней мертвых точек плунжера. Поэтому количество подаваемого топлива от момента начала подачи у насосных элементов данной конструкции не зависит. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

ТО топливных фильтров тракторов МТЗ и ЮМЗ

Техническое обслуживание топливных фильтров заключается в сливе отстоя топлива, промывке фильтрующих элементов без разборки фильтров, промывке с полной разборкой фильтра грубой очистки, промывке корпусов фильтров тонкой очистки топлива и замене бумажных фильтрующих элементов.

Техническое состояние фильтрующих элементов во многом зависит от фильтруемости топлива. На фильтруемость топлива влияет его химический состав. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость. При этом засоряются фильтры тонкой очистки топлива, образуются осадки в фильтрах грубой очистки. Особенно ухудшается фильтрация при наличии воды: нафтеновые кислоты с ней образуют мылостуденистые рыхлые осадки.

Слив отстоя и промывка фильтров грубой очистки топлива. Для слива отстоя из фильтра грубой очистки топлива при неработающем дизеле отвертывают пробку 17 (см. рис.) и сливают отстой в емкость до тех пор, пока не потечет чистое топливо; пробку закручивают.

    При промывке фильтра (через 1000 ч работы):

  • перекрывают кран топливного бака, отвинчивают болты крепления стакана 15 к корпусу 5 и снимают стакан;
  • вывертывают из корпуса отражатель с фильтрующим элементом 1;
  • тщательно промывают стакан, успокоитель 16 и отражатель. Отражатель промывают путем многократного погружения его в чистое дизельное топливо до полного удаления механических примесей. Запрещается очищать сетку фильтрующего элемента деревянным или металлическим скребком, а также щеткой;
  • собирают фильтр. Во избежание деформации пластмассового стакана болты крепления затягивают равномерно;
  • открывают кран топливного бака дизеля и прокачивают топливо топливоподкачивающим насосом для удаления воздуха из системы.

Отстой из фильтра тонкой очистки топлива нужно сливать через каждые 125 ч работы дизеля, отворачивая сливную пробку при открытом кране топливного бака. Сливают отстой до появления струи чистого топлива.

Замену фильтрующего элемента, с промывкой корпуса, производят при переходе к зимнему периоду эксплуатации, но не реже, чем через 1000…1500 ч работы. Если дизель начнет работать с перебоями и терять мощность, что свидетельствует о загрязнении топливного фильтра, его нужно менять независимо от наработки дизеля.

    Последовательность операций следующая:

  • закрыть кран топливного бака;
  • слить топливо из фильтра, отвернуть пробку в нижней части;
  • отвернуть гайки крепления крышки, снять крышку и фильтрующий элемент;
  • промыть внутреннюю полость корпуса;
  • собрать фильтр с новым фильтрующим элементом;
  • открыть кран топливного бака;
  • заполнить фильтр топливом и удалить воздух из системы.

[Тракторы «Беларус» семейств МТЗ и ЮМЗ. Устройство, работа, техническое обслуживание. Под ред. Я. Е. Белоконя. 2003 г.]