Фильтры тонкой очистки топлива 2ТФ-3

Фильтр — двухступенчатый (рис.).

Рис. Фильтры тонкой очистки топлива 2ТФ-3:

1 — трехходовой кран; 2 — перепускной клапан; 3 — вентиль для выпуска воздуха; 4, 7 — гайки стяжных шпилек; 5 — крышка фильтр-кронштейна; 6 — корпус фильтр-кронштейна; 8 — крышка фильтра 2ТФ-3; 9 — прокладка; 10, 18 — уплотнения фильтроэлемента; 11 — корпус; 12 — фильтрующий элемент; 13 — болт стяжной; 14, 19 — штуцеры для промывки; 15 — гайка; 16 — сливная трубка; 17 — пружина.

Первую ступень составляют два фильтрующих элемента 12, установленных параллельно. Каждый элемент находится в пластмассовом корпусе 11. Вверху и внизу элемент уплотняется резиновыми прокладками 10 и 18, поджимаемыми пружиной 17. В крышке фильтра 8 установлен трехходовой кран 1, позволяющий отключать поочередно секции для промывки. Штуцеры 14 и 19 служат для промывки элементов противотоком топлива и для слива отстоя. На крышке расположен также продувочный вентиль 3 для выпуска из системы воздуха и перепускной клапан 2, через который избыточное топливо сливается из насоса в бак. Второй ступенью является контрольный фильтрующий элемент, расположенный в чугунном корпусе-кронштейне 6.

Техническое обслуживание фильтра состоит в периодической промывке и замене фильтрующих элементов.

    При техническом обслуживании №2 производят промывку первой ступени в следующем порядке:

  • установить максимальные обороты холостого хода двигателя и повернуть трехходовой кран 1 против часовой стрелки в положение «Промывка правой секции»;
  • отвернуть на несколько оборотов штуцер 14 на правой секции, придерживая ключом от поворота болт 13. Через сливную трубку 16 будет сливаться отстой топлива. Промывку производить до появления струи чистого топлива, после чего завернуть штуцер 14;
  • повернуть трехходовой кран в положение «Промывка левой секции» и промыть ее в той же последовательности, как и правую, отвернув штуцер 19;
  • после промывки левой секции трехходовой кран установить в положение «Работа».

Смену всех фильтрующих элементов производят при техническом обслуживании №3, а также при сезонном техническом обслуживании, если они отработали больше половины установленного срока или в случае преждевременной потери пропускной способности в результате применения топлива низкого качества. Последнее приводит к резкому снижению мощности двигателя и перебоям в его работе.

    Порядок разборки фильтра для замены элементов:

  • отвернуть стяжной болт 13 и снять пластмассовый корпус 11 вместе с фильтрующим элементом 12;
  • промыть корпус и поставить новый фильтр. Устанавливая новый фильтрующий элемент, проверить наличие уплотнительных прокладок 10 и 18.

При установке корпуса проверить укладку прокладки 9 в канавке крышки 8. Не следует снимать корпус фильтра, свинчивая стяжную гайку 7. Она имеет две резьбы с разным направлением, поэтому при свинчивании ее обрывается резьба на шпильке.

Для замены контрольного элемента снять крышку 5, отвинтив гайку 4. Отвернув сливную пробку в нижней части корпуса-кронштейна, промыть корпус. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др. 1975 г.]

Фильтр грубой очистки топлива ФГ-2

Для предварительной очистки топлива, поступающего из топливного бака, установлен фильтр ФГ-2 (рис.), в котором осуществляется отстой воды, и отфильтровываются механические примеси размером в поперечнике до 0,09 мм.

Рис. Фильтр грубой очистки топлива ФГ-2:

1 — стакан; 2 — сетчатый фильтрующий элемент; 3 — пружинная шайба; 4 — распределитель; 5, 6 — штуцеры крепления трубок; 7 — корпус; 8 — прокладка; 9 — кольцо; 10 — успокоитель; 11 — пробка слива отстоя топлива.

В центре корпуса на резьбе ввернут сетчатый фильтрующий элемент 2, выполненный в виде конуса, который через пружинную шайбу 3 прижимает распределитель 4. Стакан 1 (для удобства наблюдения за состоянием фильтра — прозрачный) имеет в нижней части успокоитель 10, сливную пробку 11, прижимается к корпусу 7 кольцом 9 через прокладку 8.

Топливо поступает через штуцер 5, благодаря распределителю 4 равномерно стекает по окружности под успокоитель 10, где происходит отстой. Через центральное отверстие в успокоителе топливо поднимается вверх, проходит фильтрующий элемент 2 и затем через штуцер 6 подается к подкачивающему насосу.

При техническом обслуживании № 2 отворачивают пробку 11 и сливают отстой до появления струи чистого топлива. Промывку фильтрующего элемента 2 производят во время технического обслуживания № 3. При этом перекрывают краном на топливном баке поступление топлива в систему, отворачивают четыре болта, удерживающие прижимное кольцо 9, и снимают стакан 1. Затем отворачивают фильтрующий элемент 2, промывают его, многократно погружая в чистое дизельное топливо, а также промывают стакан 1 и распределитель 4. При сборке на болт фильтрующего элемента надевают пружинную шайбу 3, распределитель 4 и ввертывают болт в корпус фильтра. Проверяют, ровно ли уложена прокладка 8, а затем умеренно и равномерно затягивают болты крепления прижимного кольца 9, чтобы обеспечить герметичность и не деформировать стакан. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др. 1975 г.]

ТО системы питания трактора

Система питания влияет на бесперебойность и экономичность работы не только двигателя, но и машинно-тракторного агрегата.

    При нормальной работе системы питания:

  • нет утечек топлива;
  • отработавшие газы выходят из трубы без заметного дымления;
  • фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засорены;
  • момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям;
  • форсунки хорошо распыляют топливо и они отрегулированы на заданное давление;
  • в воздухоочистителе отсутствует подсос воздуха через неплотности его частей;
  • поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагрязненным маслом.
    Ежесменно перед началом работы рекомендуется выполнить следующие операции

  • Заправить топливный бак чистым топливом.
  • Устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очистки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не будет содержать в себе пузырьки воздуха.
  • Очистить насос и форсунки от пыли, убедиться в прочности их крепления к двигателю.
    При ТО-1

  • Слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива топливного бака через сливной кран. Слитый отстой надо собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний употреблять для промывки деталей при его автономной смазке.
  • Проверить и в случае необходимости долить масло в корпус насоса.
  • Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При работе в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесменно. Зимой его разбавляют на 1/3 дизельным топливом.
    При ТО-2

  • Разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего элемента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью.
  • Снять и очистить форсунки от нагара, а при необходимости проверить их на качество распыла и давление впрыскивания.
  • Заменить масло в корпусе насоса с автономной смазкой.
  • Очистить воздухоочиститель и промыть в дизельном топливе фильтрующие элементы и корпус.
    При ТО-3

  • Промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заменить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильтрующих элементов недопустима. При сборке фильтра проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно прижаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними будет проходить неотфильтрованное топливо.
  • При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсунками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в полевых условиях.

Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в цилиндры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кривошип- но-шатунного механизма. Необходимо периодически проверять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого снимают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае надо подтянуть крепления воздухоподводящих частей.

Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыливает топливо, то оно не сгорает и соответствующий цилиндр выключается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилиндрах). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем двигателе, следует установить такую частоту вращения коленчатого вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе двигателя. После этого выключают поочередно форсунки из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель работает на двух цилиндрах. При отключении неисправной форсунки ритмичность работы двигателя не изменяется.

Неисправную форсунку можно также определить на ощупь, т.е. по пульсации топлива в топливопроводе высокого давления. Усиленные толчки в одном из топливопроводов указывают на то, что форсунка не пропускает нагнетаемого насосом топлива. Штуцер этой секции будет нагрет больше других.

Форсунки можно проверять на давление впрыскивания и качество распыла на работающем двигателе максиметром или эталонной форсункой. В качестве последней применяют контрольную, заранее отрегулированную исправную форсунку.

Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно. В противном случае следует отрегулировать давление пружины проверяемой форсунки. Для этого отвертывают колпак форсунки, ослабляют контргайку и регулировочным винтом устанавливают величину затяжки пружины, добиваясь одновременного впрыскивания. Качество распыла топлива проверяемой форсунки сравнивают с эталонной.

Проверку форсунки на давление впрыскивания и качество распыла топлива максиметром проводят таким же образом. Максиметр представляет собой специальную форсунку с тарировочной пружиной и шкалой, нанесенной на корпусе и колпаке. По шкале определяют давление начала впрыскивания топлива.

Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры сопровождается увеличенным (на 10…30%) расходом топлива. При неполном сгорании топлива возрастает количество токсичных веществ в отработавших газах, которые загрязняют окружающую среду.

В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие возможные неисправности системы питания (таблица).


[Тракторы. Родичев В.А. 2001 г.]

Статьи по теме: назначение системы питания дизеля; система питания топливом двигателя; схемы систем питания двигателей внутреннего сгорания; система питания двигателя Д-20; система питания двигателя Д-240; система питания двигателя Д-65; система питания двигателя трактора Т-150 (Т-150К); система питания трактора Т-40