Навесное устройство тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Навесное устройство (механизм навески) служит для присоединения к трактору навесных, полунавесных и прицепных сельскохозяйственных машин, регулировки рабочего положения, подъема в транспортное и опускания в рабочее положение навесных и полунавесных машин. К трем точкам механизма навески — двум шарнирам нижних тяг и шарниру верхней тяги — обычно присоединяется автоматическая сцепка (см. рис. 3), которая затем сцепляется с замком на машине. Однако в хозяйствах еще находится много сельскохозяйственных машин, не оборудованных замком автосцепки. Такие машины присоединяются непосредственно к шарнирам тяг механизма навески.

Силовой цилиндр механизма навески соединен с корпусом заднего моста через кронштейн. Кронштейн закреплен к заднему мосту четырьмя специальными каленными болтами и двумя полыми штифтами. При помощи отгибных пластин болты предохраняются от самоотворачивания. Вилка штока цилиндра соединена с поворотным рычагом 14 (рис. 1), установленным на шлицах вала 13, вращающегося во втулках кронштейна 12. На концах вала 13 таким же образом установлены наружные рычаги 11 и 16. При помощи раскосов они соединяются с нижними тягами 4 и 28.
Трактор МТЗ-80, МТЗ-82. Навесное устройство
Рис. 1. Навесное устройство: 1 и 26 — задние концы тяг; 2 — проушина; 3 и 9 — стяжки; 4 и 28 — нижние тяги; 5 — нижний винт; 6 — кронштейн стяжки; 7 — ось нижних тяг; 8 — болт; 10 — верхний винт; 11 и 16 — наружные рычаги; 12 — кронштейн; 13 — поворотный вал; 14 — рычаг цилиндра; 15 — кронштейн крепления верхней тяги; 17 — правый раскос; 18 — валик; 19 — ведомая шестерня; 20 — ведущая шестерня; 21 — рукоятка; 22 — стяжка-труба; 23 — винт вилки; 24 — верхняя тяга; 25 — рукоятка; 27 — винт стяжки; 29 — болт силового датчика; 30 — серьга датчика; 31 — палец; 32 — поперечина; 33 — шкворень; 34 — вилка; 35 — палец.

Передача движения от цилиндра к навешенной машине передается так: шток цилиндра — поворотный рычаг — вал — наружные рычаги — раскосы — нижние тяги — машина, которая соединена также и с верхней (центральной) тягой. При подъеме и опускании механизма навески сельскохозяйственная машина совершает движение по траектории, обусловленной перемещением задних концов нижних и верхней тяг. Левый по ходу трактора раскос обычно не регулируется, и размер между его нижним и верхним пальцем должен быть равен 500 мм. Этот раскос состоит из двух винтов —5 и 10 и стяжки 9. Длину правого раскоса регулируют рукояткой 21 валика 18, на котором закреплена ведущая шестерня 20, передающая вращение шестерне 19. Эта шестерня жестко связана со стяжкой-трубой 28, в резьбу которой вворачивают или выворачивают винт вилки 23. Вращение рукояткой 21 валика 18 по часовой стрелке, если смотреть сверху, увеличивают длину раскоса, вращением в противоположную сторону — уменьшают ее.

Верхняя тяга 24 соединяется в серьге 30 датчика силового регулирования. Передние шарниры нижних тяг закреплены на оси 7, проходящей через запрессованные в проушины заднего моста стальные втулки. На этой же оси закреплены кронштейны 6, соединенные при помощи винтов 27 и стяжек 3 с нижними тягами. Они составляют ограничительные цепи и обеспечивают регулировку поперечных перемещений машины в транспортном и рабочем положениях. В кронштейны 6 ввернуты болты 8, которые, упираясь в корпус заднего моста, обеспечивают натяжение цепей в транспортном положении машины и уменьшают ее раскачивание. В кронштейне 12 поворотного вала смонтирован датчик силового регулирования.

Для улучшения приспосабливаемости широкозахватных сельскохозяйственных машин к неровностям поля и возможности перемещения их в вертикально-поперечной плоскости относительно остова трактора раскосы к нижним тягам 4 (см. рис. 1) и 28 следует соединять через пазы в вилках (см. позицию А). При этом вилки раскосов необходимо присоединять к тягам отверстиями вперед, чтобы пальцы, соединяющие задние концы тяг с передними, не мешали движению раскосов по пазам.

При работе с тяжелыми навесными машинами (например, сеялками) может возникнуть необходимость в увеличении грузоподъемности навесного устройства. Это достигается подсоединением раскосов к продольным тягам через дополнительные отверстия, расположенные ближе к задним шарнирам. При этом вилки раскосов необходимо располагать пазами вперед, чтобы они не воздействовали на пальцы, соединяющие концы продольных тяг.

Для присоединения к трактору прицепных машин на нижние тяги 4 и 28 монтируется поперечина 32 с вилкой 34.

Перед установкой поперечины необходимо снять задние концы 1 и 26 нижних тяг, для чего следует расшплинтовать и вынуть палец, соединяющий передние и задние концы тяг с проушиной 2. В пазы передних концов нижних тяг заводятся щеки поперечины, которые закрепляются пальцами и проушинами.

Для исключения поперечных перемещений прицепного устройства необходимо вращением стяжек 3 максимально укоротить длину ограничительных цепей. Регулировочные болты 8 следует полностью ввернуть в кронштейны 6.

Механизм фиксации навесных машин. Увеличившиеся транспортные скорости трактора и масса навесных сельскохозяйственных машин потребовали создание устройств для надежного удержания их в транспортном положении.

Для этой цели служит механизм фиксации навесных машин.
Трактор МТЗ-80, МТЗ-82. Механизм фиксации навесных машин
Рис. 2. Механизм фиксации: 1 — рукоятка; 2 — направляющая скобы; 3 — козырек скобы; 4 — скоба; 5 — зуб рычага; 6 и 7 — щеки; 8 — кронштейн цилиндра; 9 — ось цилиндра; цилиндр; 11, 13, 19 и 21 — рычаги; 12 и 14 — оси; 15 — кронштейн; 16 — пружина; 17 и 20 — тяги; 18 — силовой рычаг.

В транспортном положении механизм связывает кронштейн 8 (рис. 2) цилиндра 10 с поворотным рычагом 18 навесного устройства. Он исключает возможность самопроизвольного постепенного опускания машины вследствие перетекания масла по зазорам в гидроузлах (в цилиндре, распределителе, регуляторе, гидроувеличителе), а также ее падения из-за разрыва трубопроводов или рукавов высокого давления либо случайного перевода рукоятки распределителя или регулятора в положение «принудительное опускание».

Механизм фиксации представляет собой скобу 4, соединенную при помощи двух щек — 6 и 7 с осью 9 крепления гидроцилиндра 10 к кронштейну 8. Силовой рычаг 18 имеет зуб 5, в контакт с которым входит скоба при зафиксированном положении механизма. Таким образом связывается рычаг 18 с осью 9 и полностью разгружается гидравлическая система (цилиндр, маслопроводы, распределитель).

В верхнем незафиксированном положении механизм удерживается при помощи стопорного устройства, состоящего из рычагов 11 и 13, соединенных осью 12, кронштейна 15 и пружины 16. Стопорное устройство управляется водителем рукояткой 1 через открытое заднее окно кабин с помощью тяг 17 и 20, рычагов 19 и 21.

На скобе 4 имеется козырек 3 с поверхностью скольжения для взаимодействия с наружной поверхностью зуба 5 силового рычага 18 и направляющая 2 для взаимодействия с вилкой штока цилиндра 10.

Блокирование навесного устройства с присоединенной к нему машиной в транспортном положении происходит следующим образом.
При втягивании штока гидроцилиндра до отказа навесное устройство поднимается в транспортное положение. В этом случае силовой рычаг 18 сближается с корпусом гидроцилиндра и останавливается в положении, при котором его зуб 5 окажется под опорной поверхностью скобы 4. При нажатии на рукоятку 1 рычаги 19 и 21 переместят тягу 17, которая, преодолевая усилие пружины 16, развернет нижний рычаг 13 по часовой стрелке относительно оси 14. Верхний рычаг 11 провернется против часовой стрелки и отпустит скобу 4 на силовой рычаг 18. При снятии давления в гидроцилиндре (установке золотника распределителя в положение «плавающее») навесное устройство под воздействием силы тяжести присоединенной сельскохозяйственной машины немного опустится вниз, пока рабочая поверхность зуба 5 рычага 18 плотно не прижмется к опорной поверхности скобы 4. Произойдет блокирование навесного устройства в транспортном положении.

Для опускания навесного устройства из верхнего положения в нижнее необходимо втянуть шток гидроцилиндра переводом рукоятки распределителя в положение «подъем» и поднять скобу вверх до установки ее на стопорное устройство, для чего нужно поднять рукоятку 1 вверх. При этом рычаги 11 и 13, поворачиваясь вокруг оси 12, установятся в одну линию и приподнимут механизм фиксации. После установки обоих рычагов в одну линию под воздействием пружины 16 они развернутся вокруг оси 12 на небольшой угол (пройдут через «мертвое» положение) до упора нижнего рычага 13 в выступ верхнего рычага 11. Из нижнего (открытого) положения механизм фиксации не может опуститься самопроизвольно вниз, так как сила тяжести механизма прижимает выступ рычага 11 к телу рычага 13, препятствуя повороту рычагов в противоположном направлении. Навесное устройство разблокировано и может теперь опуститься вниз, так как рычаг 18 свободно проходит под поднятой скобой 4.

Если тракторист опустит механизм фиксации до окончания полного хода цилиндра на втягивание, направляющая 2 скобы ляжет на вилку штока или козырек 3 скобы, войдет в контакт с наружной поверхностью зуба 5 рычага, не давая механизму фиксации опуститься. При втягивании штока гидроцилиндра направляющая будет скользить по вилке штока, а козырек скобы — по наружной поверхности зуба рычага, препятствуя опусканию механизма и исключая таким образом поломки деталей цилиндра (в частности, упора гидромеханического клапана). Только в крайнем втянутом положении штока цилиндра скоба сможет опуститься на тело рычага и заблокировать навесное устройство.

Автоматическая сцепка СА-1. В последние годы тракторы оборудуют автоматической сцепкой СА-1 (рис. 3), которая значительно облегчает соединение трактора с машинами, имеющими так называемые ответные замки.
Автоматическая сцепка СА-1
Рис. 3. Автоматическая сцепка СА-1 (I) с ответным замком (II) сельхозмашины: 1 — рамка; 2 — щека; 3 и 4— пальцы; 5 — тросик; 6 — рукоятка; 7 — фиксатор; 8 — пружина.

Автосцепку крепят к шарнирам нижних и верхних тяг навесного устройства тракторов. Обычно продольные тяги соединяют с наружными пальцами 4 рамки 1. Однако в тех случаях, когда широкоразведенные нижние тяги мешают в работе, рекомендуется пользоваться внутренними пальцами 3 (культивация высокостебельных культур).

Центральную (верхнюю) тягу присоединяют через отверстия к щеке 2. Для облегчения сцепки рекомендуется несколько удлинить центральную тягу, а после присоединения сельскохозяйственной машины — укоротить.

Соединяют трактор с машиной следующим образом. Механизмом навески автосцепку опускают вниз. Трактор подают назад, вводя автосцепку I в замок II машины. При подъеме механизма навески автосцепка автоматически сцепляется с замком, фиксатор 7 под действием пружины 8 заходит в паз замка и фиксирует соединение.

Для отъединения машины нужно с помощью тросика 5 повернуть рукоятку 6 и вывести фиксатор из зацепления с упором замка. Удерживая тросик в этом положении, необходимо в положении распределителя «плавающее» опустить сцепку до выхода ее из замка и отъехать от машины. Если при этом автосцепка не выходит из замка, следует опустить навесное устройство, удерживая рукоятку распределителя в положении «принудительное опускание». Однако в этом случае необходимо следить, чтобы не происходило взаимного перекашивания автосцепки и замка и трактор не навешивался на сельскохозяйственной машине.

Применение сцепки СА-1 в несколько раз сокращает время на соединение и разъединение трактора с машиной, облегчает условия труда, повышает безопасность работы. [Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82. 1984г.]

Похожие материалы

Механизм для навешивания с/х орудий тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л

Механизм навески служит для присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных орудий к трактору.
Устройство механизма показано на рис. 1.
Трактор МТЗ-50. Механизм задней навески
Рис. 1. Механизм задней навески: 1 и 8 — наружные рычаги; 2 — масленка; 3 — кронштейн поворотного вала; 4 — поворотный рычаг; 5 — поворотный вал; 6 — рукоятка; 7 — труба центральной тяги; 9 и 22 — раскосы; 10 — задний конец продольной тяги; 11 — проушина; 12 — болт; 13 — стяжка; 14 — ограничительная цепь; 15 — кронштейн; 16 — болт; 7 — гайка проушины; 18 — палец; 19 — продольная тяга; 20 — вилка раскоса; 21 — ось продольных тяг.

Наружные рычаги 1 и 8 установлены на шлицах вала 5 под углом 82° к поворотному рычагу 4. Для правильной установки рычагов перед их демонтажом необходимо на ступицах рычагов и торцах вала нанести общие метки.

Неправильная установка наружных рычагов ведет к нарушению работы механизма навески и может вызвать поломку отдельных деталей.

Вилки 20 раскосов 22 и 9 соединены болтами 12 с продольными тягами 19. Кроме того, в вилках имеются прорези. При работе трактора с широкозахватными орудиями устанавливайте вилку на прорезь, как показано на рис.2.
Трактор МТЗ-50. Установка вилки раскоса на прорезь
Рис. 2. Установка вилки раскоса на прорезь.

Это обеспечит лучшую приспосабливаемость органов орудия к рельефу почвы и ширине захвата. Конструкция левого и правого раскосов одинаковая.

Не регулируйте левый раскос при работе с навесными орудиями; длина его должна быть постоянной и равной 515 мм. Для выравнивания плуга в поперечной плоскости регулируйте правый раскос.

Выравнивание глубины хода передних и задних рабочих органов навесного орудия обеспечивается регулировкой длины центральной тяги. Регулировка осуществляется вращением трубы 7 с помощью рукоятки 6.

Следите, чтобы контргайки раскосов и центральной тяги были надежно затянуты, ослабление затяжки контргаек может привести к нарушению регулировки механизма навески и к обрыву резьбы.

При дальних переездах трактора с орудием для улучшения проходимости агрегата центральную тягу необходимо укорачивать.

Для ограничения поперечных перемещений орудий служат ограничительные цепи 14. Цепи прикреплены одним концом к продольным тягам, а другим — к кронштейнам 15, установленным на оси 21 продольных тяг. В кронштейны ввернуты регулировочные болты 16, которые, упираясь в корпус заднего моста трактора, обеспечивают натяжение цепей при подъеме орудий в транспортное положение для уменьшения раскачивания их в поперечной плоскости.

    Регулировку болтов 16 необходимо проводить, соблюдая следующий порядок:

  1. Присоедините орудие к шарнирам продольных и центральной тяг. Вверните регулировочные болты 16 до отказа в кронштейны 15.
  2. Приподнимите орудие так, чтобы его рабочие органы не касались земли.
  3. Отрегулируйте длину ограничительных цепей вращением стяжек 13 так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в соответствии с руководством по эксплуатации орудия. Для навесных плугов свобода качания в горизонтальной плоскости должна быть 120 мм в каждую сторону от среднего положения.
  4. Отрегулируйте длину правого раскоса на заданную глубину обработки (при работе с плугами).
  5. Поднимите орудие в транспортное положение и, выворачивая болты 16 из кронштейнов 15, натяните цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более 20 мм в обе стороны. При этом необходимо следить, чтобы упор клапана регулирования хода поршня был перемещен вплотную к вилке штока основного цилиндра.
  6. Закрепите надежно болты контргайками. Каждое изменение длины правого раскоса должно сопровождаться регулировкой болта 16 правого кронштейна для обеспечения самоблокировки ограничительных цепей.

При междурядной обработке, севе, а также при работе с использованием прицепного устройства продольные тяги механизма навески необходимо полностью блокировать от поперечных перемещений во избежание повреждения растений или раскачивания прицепа. Блокировка осуществляется путем максимально возможного укорочения длины цепей в пределах существующей регулировки; в этом случае регулировочные болты должны быть ввернуты в кронштейн до отказа.

Нарушение указанного порядка может привести к обрыву ограничительных цепей или другим поломкам. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л. 1974г.]

Похожие материалы

Заднее навесное устройство тракторов Т-150, Т-150К

Заднее навесное устройство, унифицированное с навесной системой тракторов класса 3 т тяги, представляет собой рычажно-шарнирный четырехзвенный механизм, к трем точкам которого крепят необходимое оборудование.

Устройство установлено сзади трактора на двух опорных стойках, закрепленных на кронштейнах и бугелях рамы трактора Т-150, и непосредственно на кронштейнах задних секций рамы трактора Т-150К.

В механизм навески входят верхняя ось, вал с подъемными и упорными рычагами, центральная тяга, два раскоса, две ограничительные цепи и нижняя ось с двумя продольными нижними тягами.

Вал рычагов установлен на верхней оси и свободно вращается в опорных втулках. На шлицевые концы вала насажены подъемные рычаги. Левый подъемный рычаг имеет площадку для контакта с рычагом штока, в нижний паз которого входит головка штока гидравлического цилиндра, шарнирно закрепленная посредством пальцев (рис. 1).

Заднее навесное устройство трактора Т-150К
Рис. 1. Заднее навесное устройство трактора Т-150К (вид сбоку): А — шаровая головка центральной тяги; Б — шаровая головка нижней тяги; 1 — верхняя ось; 2 — палец; 3 — упорный рычаг; 4 — рычаг штока; 5 — центральная тяга; 6 — подъемный рычаг; 7 — раскос; 8 — нижняя тяга; 9 — шаровые головки; 10 — ограничительная цепь; 11 — палец; 12 — фиксатор; 13 — нижняя ось.

При подаче рабочей жидкости в подпоршневую полость шток цилиндра выдвигается и поворачивает рычаг штока, который в свою очередь подходит упором к площадке левого подъемного рычага и поднимает его.

В верхней проушине рычага штока и в левом подъемном рычаге выполнены соосные отверстия, в которые можно вставлять палец блокировки опускания, когда трактор работает со специальными агрегатами, требующими принудительного заглубления рабочих органов. В эти же отверстия входит палец упорного рычага, помогающего удерживать орудие в транспортном положении при длительных переездах (Т-150К).

Упорный рычаг свободно насажен на вал рычагов. При его повороте и упоре нижним концом в торец верхней полки швеллера отверстие верхнего плеча рычага совмещается с отверстиями рычага штока и подъемного рычага.

Центральная тяга снабжена двухсторонним пружинным амортизатором, благодаря которому улучшается копирование рельефа рабочими органами сельскохозяйственных машин и уменьшаются ударные нагрузки.

Центральная тяга может устанавливаться как на оси трактора, так и с необходимым смещением. Длину ее можно изменять с помощью регулировочной муфты и изменять таким образом глубину хода передних и задних рабочих органов орудия. Когда центральной тягой не пользуются, ее закрепляют на фиксаторе, который устанавливают на пальце подъемного рычага.

На нижней оси имеются две цилиндрические головки, к которым присоединены раздвижные нижние тяги, облегчающие навешивание орудий. В хвостовике передней вилки нижней тяги выполнен паз, в который проходит палец трубы задней головки. На величину продольного паза можно выдвинуть назад головку тяги и соединить с цапфой навесного орудия. После подачи трактора назад до выбора телескопичности в обеих продольных тягах в совмещенное отверстие трубы задней головки и хвостовика передней вилки нужно вставить и зафиксировать палец с рукояткой. Нижние тяги связаны с подъемными рычагами посредством регулируемых по длине раскосов.

Навинчиванием (или свинчиванием) стяжной муфты раскоса достигается необходимый наклон или горизонтальное правильное положение орудия в поперечной плоскости. После регулировки муфту стопорят гайкой. В транспортном положении орудие предохраняется от раскачивания двумя перекрестно расположенными цепями, соединяющими нижние продольные тяги с проушинами бугелей. Длина цепей регулируется навинчиванием или свинчиванием муфты. При необходимости значительного укорочения сбрасывают с пальца петли одно или несколько звеньев цепи.

Наладка механизма навески. Навесные орудия и машины присоединяются к трактору в трех точках на шаровых головках нижних продольных и верхней центральной тяг. При этом механизм навески может иметь двухточечную или трехточечную схемы наладки (рис. 2).
Положение тяг при двухточечной и трехточечной схемах наладки навесного устройства
Рис. 2. Положение тяг при двухточечной и трехточечной схемах наладки навесного устройства: 1 — нижняя ось; 2 — головка нижних тяг; 3 — нижняя тяга правая в положении трехточечной наладки; 4 — нижняя тяга правая при двухточечной схеме наладки; 5 — центральная тяга с пружинным амортизатором; 6 — нижняя тяга левая при двухточечной схеме наладки; 7 — нижняя тяга левая при трехточечной схеме наладки.

Двухточечная схема наладки навесного устройства. Обе головки нижних тяг установлены па нижней оси вплотную друг к другу и с двух сторон ограничены упорами от бокового смещения. При таком положении линии нижних тяг как бы пересекаются в одной точке па нижней оси. Второй точкой является место шарнирного присоединения центральной тяги к верхней поперечной оси. Обе точки (нижняя и верхняя) должны находиться в одной вертикальной плоскости.

По двухточечной схеме к трактору присоединяются плужные агрегаты, свеклоподъемники и другие орудия. Она обеспечивает большую маневренность агрегата с допустимым отклонением его от прямолинейного пути и поворот до 20° без подъема в транспортное положение.

Различают двухточечную наладку с центральным расположением шарниров и со смещенным положением их от оси трактора вправо на требуемую величину, которая согласуется с шириной захвата орудия. При центральном положении шарниров раскосы закрепляются с левой стороны относительно подъемных рычагов. При смещении нижней и верхней тяг вправо раскосы крепят с правой стороны относительно подъемных рычагов.

Трехточечная схема наладки навесного устройства. Обе передние головки нижних тяг раздвинуты в крайние положения на нижней оси и закреплены в двух точках упорами. В таком положении нижние тяги образуют с рамой присоединенного орудия шарнирную трапецию. Место шарнирного присоединения центральной тяги в этом случае является третьей точкой. Раскосы закрепляются с левой стороны относительно подъемных рычагов.

Наладка навесных машин по трехточечной схеме обеспечивает устойчивый ход орудия в поперечном направлении относительно трактора. По этой схеме рекомендуется присоединять сельскохозяйственные машины, которые в движении должны иметь небольшие отклонения от следа трактора. При трехточечной наладке обеспечивают жесткую блокировку тяг в поперечной плоскости, когда навешиваются машины, имеющие привод рабочих органов от ВОМ трактора (например, дождевальная машина) или требующие жесткой связи с трактором в поперечной плоскости. Для блокировки тяг надо присоединить передние концы растяжек (цепей) к проушинам, приваренным к нижним тягам, и натянуть растяжки стяжными муфтами.

Заднее навесное устройство особого ухода не требует. Необходимо периодически смазывать трущиеся поверхности втулок вала рычагов и шарнира центральной тяги, производя 5—6 нагнетаний шприцем в каждую из установленных на них масленок. Очищать от грязи и пыли, смазывать резьбовые соединения и проверять их затяжку.

Длину растяжек регулировать при поднятом орудии в транспортном положении: концы продольных нижних тяг должны иметь небольшое боковое качание в пределах 10—20 мм. При этом регулировочные винты растяжек во избежание разрыва резьбы нельзя вывинчивать больше чем на 40 мм каждый.

При длительных переездах трактора без использования механизма заднего навесного устройства следует свести нижние тяги и соединить их пальцем через отверстия в проушинах блокировки, уложить центральную тягу на фиксатор и застопорить упором. Проверить затяжку всех креплений. [Справочник по тракторам Т-150 и Т-150К. Бугара В.А. и др. 1975г.]

Похожие материалы