Работа трактора Т-25 с прицепными машинами

Для агрегатирования трактора с прицепными машинами и транспортными прицепами используют прицепное устройство, которое устанавливают вместо механизма навески.
Трактор Т-25. Прицепное устройство
Рис. 1. Прицепное устройство: 1 — палец; 2 — втулка; 3 — рамка; 4 — болт; 5 — прицепной крюк; 6 — защелка; 7 — раскос навесной системы; 8 — цепочка; 9 — кольцо.

Прицепное устройство состоит из рамки 3 (рис. 1), к поперечной полосе которой прикреплен болтами 4 прицепной крюк 5 с защелкой 6. Прицепное устройство присоединяют к боковым кронштейнам пальцами, которыми крепят продольные тяги механизма навески. Пальцы устанавливают в передние отверстия кронштейна. Рамка удерживается в горизонтальном положении раскосами 7, которые нижними вилками соединяют с ушками, приваренными к продольным полосам рамки. При этом поршень силового цилиндра будет находиться в крайнем положении.

    Прицепное устройство устанавливают на трактор в следующем порядке:

  • снимают центральную тягу механизма навески;
  • отъединяют раскосы от продольных тяг, снимают продольные тяги и вынимают из боковых кронштейнов пальцы крепления;
  • устанавливают рамку прицепного устройства под трактором между боковыми кронштейнами так, чтобы отверстия в рамке совпадали с передними отверстиями в боковых кронштейнах;
  • через отверстия в рамке вставляют в отверстия боковых кронштейнов пальцы продольных тяг и затягивают их снаружи гайками;
  • через отверстия в рамке надевают на пальцы втулки и затягивают гайками;
  • вывертывают из торцов подъемного вала гидромеханизма болты, крепящие подъемные рычаги» и переставляют их так, чтобы метки на торцах ступиц рычагов были па два шлица ниже меток на торцах вала;
  • устанавливают длину раскосов 492 мм;
  • присоединяют вилки раскосов к боковым ушкам, приваренным к рамке;
  • навешивают кольцо цепи защелки на крючок сиденья для тракториста.

Для работы с прицепными орудиями можно использовать механизм навески с установкой на задние шарниры продольных тяг поперечного бруса и блокировкой тяг цепями. Так как брус имеет пять отверстий, то прицепную машину можно присоединять со смещением точки прицепа на 90 или 180 мм вправо или влево. Высоту прицепа регулируют силовым цилиндром.

При работе трактора с прицепной машиной золотник распределителя должен находиться в нейтральном положении.

Нельзя работать с прицепными машинами без заблокированных продольных тяг цепями, так как это может привести к поломке механизма навески.

Перевозка сельскохозяйственных грузов. При перевозке сельскохозяйственных грузов к трактору присоединяют одноосный прицеп 1ПТС-2Н грузоподъемностью 2т или другие одноосные и двухосные тележки такой же грузоподъемности.

Трактор может двигаться с груженым прицепом по укатанной грунтовой или асфальтированной дороге на четвертой или третьей передаче в зависимости от величины подъема.

При длительных подъемах или плохой дороге рекомендуется двигаться на более низкой передаче.

В случае движения с прицепом по грунтовой дороге следует увеличить давление воздуха в шинах задних колес до 1—1,1 кг/см2.

Для сцепки трактора с тележкой подъезжают к тележке задним ходом и, не сходя с трактора, опускают рамку с крюком ниже петли, отводят защелку крюка и поднимают рамку, зацепив крюком петлю тележки, и отпускают защелку. Затем соединяют тормозную систему тележки с приводом тормоза прицепа па тракторе.

Тележку отцепляют от трактора в обратном порядке.

Привод тормозов прицепа. Трактор Т-25 может эффективно использоваться на различных транспортных работах в агрегате с одноосным самосвальным прицепом 1ПТС-2Н. Безопасность движения тракторного поезда обеспечивают тормоза трактора и тормозная система прицепа, включающая тормоза, размещенные в колесах прицепа, и гидравлический привод. Торможение прицепа осуществляется с места тракториста рычажным приводом.
Трактор Т-25. Привод тормозов прицепа
Рис. 2. Привод тормозов прицепа: 1 — плоская пластина крепления крыла; 2 — кронштейн привода тормоза прицепа; 3 — оттяжная пружина; 4 — рычаг привода тормоза прицепа; 5 — ось рычага; 6 — регулировочная вилка; 7 — контргайка; 8 — шток; 9 — пружина фиксатора; 10 — фиксатор; 11 — седло креплении главного цилиндра; 12 — упорная шайба; 13 — корпус главного тормозного цилиндра; 14 — поршень; 15 — пробка заливной горловины; 16 — манжета поршни; 17 — кожух главного цилиндра; 18 — игла; 19 — возвратная пружина; 20 — штуцер; А — полость бачка гидравлической системы прицепа; Б — перепускное отверстие; В — рабочая полость главного тормозного цилиндра.

Привод тормозов прицепа устанавливают на трактор в основной наладке (бортовые передачи повернуты на 45° назад) у правого крыла. Кронштейн 2 (рис. 2) привода крепят болтами к плоской пластине 1. К фланцу кронштейна прикреплено седло 11 для присоединения главного тормозного цилиндра прицепа.

Главный тормозной цилиндр состоит из корпуса 13, кожуха 17 и поршня 14. Тормозной цилиндр входит в комплект оборудования прицепа 1ПТС-2Н и поставляется вместе с ним.

При подготовке трактора для работы с прицепом необходимо снять главный тормозной цилиндр и присоединить его к седлу 11 привода тормоза прицепа. Для этого надо нажать на фиксатор 10 и вывести его из прорези в седле, ввести фасонный конец корпуса 13 цилиндра в паз седла, повернуть тормозной цилиндр на 90°, так чтобы заливная горловина с пробкой 15 была направлена вверх, и отпустить фиксатор. Через штуцер 20 тормозной цилиндр соединен шлангом с гидравлической системой прицепа.

Кожух и корпус цилиндра образуют кольцевую полость А, которая служит бачком гидравлической системы прицепа и соединена с рабочей полостью В корпуса цилиндра через перепускное отверстие Б.

Такая конструкция главного цилиндра исключает попадание воздуха в рабочую полость корпуса при снятии и установке тормозного цилиндра на трактор. Игла 18 соединяет полость А с атмосферой.

Рычаг 4 привода тормоза прицепа установлен на оси 5 и через регулировочную вилку 6 и шток 8 воздействует на поршень главного цилиндра. Оттяжная пружина 3 прижимает упор рычага 4 к ребру кронштейна 2, удерживая рычаг в крайнем переднем положении.

При перемещении рычага назад шток сдвигает поршень 14, сжимая при этом пружину 19. Как только манжета 16 закроет перепускное отверстие Б внутри цилиндра, в полости В создается давление и жидкость, отжимая кромку резинового клапана, проходит через отверстие штуцера 20 и шланг в колесные цилиндры. Под давлением жидкости поршни колесных цилиндров расходятся, прижимая колодки к тормозным барабанам, и тормозят прицеп.

Если рычаг отпустить, он под действием пружины 3 возвращается в обратное положение. Возвратная пружина 19 перемещает поршень вслед за штоком до упора в шайбу 12 и открывает перепускное отверстие Б, давление в полости В падает и торможение прицепа прекращается.

При движении тракторного поезда необходимо сначала тормозить прицеп, а потом трактор. Несоблюдение этого правила может привести к аварии.

Для обеспечения нормальной работы привода тормозов прицепа выступание конца штока 8 от торца седла при переднем положении рычага 4 должно составлять 36 мм. При этом зазор между концом штока и поршнем должен быть 1—1,5 мм, что соответствует ходу рычага 110—170 мм. Положение штока регулируют, ввинчивая или вывинчивая его в регулировочную вилку 6. После регулировки штока затягивают контргайку 7.

Привод тормоза прицепа 1ПТС-2Н устанавливают па трактор только в основной наладке (бортовые передачи повернуты па 45° назад), с правой стороны. К кронштейну 2 (см. рис. 2) привода крепят главный тормозной цилиндр с седлом 11 прицепа 1ПТС-2Н.

При перемещении рычага 4 назад под влиянием давления, создаваемого в тормозном цилиндре, жидкость проходит к тормозам прицепа и происходит торможение. Когда отпускают рычаг, то под действием пружины он возвращается в исходное положение.

Работа трактора на стационаре.

    Для работы со стационарными машинами на трактор устанавливают приводной шкив в следующем порядке:

  • ставят колесо трактора на ширину 1400 мм и, если трактор собран в низкой модификации, повертывают корпуса конечных передач назад;
  • снимают защитный колпак хвостовика промежуточного вала коробки передач (справа по ходу трактора) и гнездо сальников вместе с ними;
  • расшплинтовывают гайку на конце вала, отвертывают ее, снимают шайбу и длинную распорную втулку;
  • вывертывают болты наружной крышки и снимают крышку;
  • на место снятого гнезда с сальниками устанавливают корпус шкива вместе со шкивом и плотно крепят болтами;
  • через отверстие в корпусе шкива надевают на конец вала шлицевую втулку с наружным зубчатым венцом, плоскую и пружинную шайбы и затягивают их гайкой. Шлицевая втулка, шайбы и гайка входят в комплект шкива и поставляются вместе с ним;
  • на наружный торец ступицы шкива надевают картонную прокладку, смазанную с обеих сторон солидолом, ставят наружную крышку так, чтобы в ее зубчатую муфту вошел венец на конце втулки, затягивают узел болтами и стопорят проволокой;
  • вывертывают из наружной крышки пробку, заливают в ступицу 200г трансмиссионного масла, завертывают пробку до отказа.

Чтобы приводной шкив работал надежно, болты крепления наружной крышки к ступице шкива должны быть завернуты до отказа.

Шкивы трактора и приводимой в действие машины должны располагаться в одной вертикальной плоскости, а оси шкивов должны быть параллельны одна относительно другой, иначе ремень будет при работе сходить со шкивов.

Надевают ремень и проверяют работу шкивов, проворачивая их вручную. Затем крепят защелками тормоза обоих колес трактора.

Двигатель разрешается запускать только при нейтральном положении рычага коробки передач и нейтральном положении реверса.

Шкив начинает вращаться при включении муфты сцепления. В начале работы привод испытывают при небольшом числе оборотов коленчатого вала двигателя, постепенно увеличивают обороты до нормальных и дают машине полную нагрузку.

Направление вращения шкива изменяют при помощи реверса при выключенной муфте сцепления.

Шкив с трактора снимают в обратной последовательности. Перед снятием вывинчивают пробку в крышке шкива и сливают масло из ступицы.

Установка дополнительных грузов. При работе трактора с машиной и орудиями, имеющими значительный вес, необходимо увеличить нагрузку на передние колеса трактора или повысить его продольную устойчивость. Для этого используют дополнительные грузы, устанавливаемые па передний кронштейн полу-рамы.

    Устанавливать грузы необходимо в такой последовательности:

  • отвинтить гайки и снять с переднего кронштейна полу-рамы буксирную скобу;
  • прикрепить к переднему кронштейну болтами кронштейн грузов;
  • установить грузы и закрепить их гайками.

В зависимости от потребности может быть установлено от одного до трех грузов весом 20кг каждый. Грузы унифицированы с грузами трактора Т-40. [Герасимов А.Д. и др. Трактор Т-25. 1972г.]

Похожие материалы

Соединение навеской

Соединение навеской применяют в том случае, когда машина (орудие) не имеет своей ходовой системы или ее ходовая система обеспечивает поддержку только части машины (орудия).

При таком соединении машина (орудие) полностью или частично (полунавесные машины) опирается на трактор в транспортном положении и частично — в рабочем.

Устройство механизма навески зависит от мощности трактора.
Механизм навески трактора средней мощности
Рис. 1. Механизм навески трактора средней мощности: а — устройство; б — изменение длины правого раскоса; в — автосцепка; г — навесное устройство машины-орудия, соединяемой с трактором; 1 — шток; 2, 4, 17 — рычаги; 3 — вал; 5, 11 — раскосы; 6 — центральная тяга; 7 — натяжное приспособление; 8 — удлинитель; 9 — нижняя продольная тяга; 10 — регулировочное приспособление; 12 — кронштейн; 13 — гайка; 14 — рукоятка, 15 — шестерня; 16 — трос; 18 — рамка; 19 — планка; 20 — палец; 21 — замок; 22 — пластина; 23 — рама.

Механизм навески тракторов малой и средней мощности состоит из двух продольных тяг 9 (рис. 1, а) с удлинителями 8 (или без них), шарнирно укрепленных на корпусе заднего моста трактора, центральной тяги 6, соединенной с серьгой датчика силового регулятора или с кронштейном, установленным на корпусе заднего моста, поворотного вала 3 с рычагами 2 и 4, раскосов 5 и 11 и ограничительных цепей с натяжными 7 и регулировочными 10 приспособлениями.

Рычаг 2 соединен шарнирно со штоком 1 силового цилиндра. При втягивании поршня внутрь цилиндра вал 3 повертывается против часовой стрелки и через рычаги 4 и раскосы 5 и 11 поднимает нижние продольные тяги 9 вместе с навешенной машиной (орудием).

Правый раскос механизма навески служит для регулировки навешенной машины в горизонтальной плоскости.

Левый раскос имеет постоянную длину и для регулирования не применяется. Длину правого раскоса изменяют через рукоятку 14 (см. рис. 1, б), воздействующую через шестеренную передачу 15 на гайку 13, которая, навинчиваясь или свинчиваясь с винта, изменяет длину раскоса.

Автоматическая сцепка — приспособление, при помощи которого навешиваемую машину можно соединить с механизмом навески (значит, и трактором) и разъединить их, не выходя из кабины трактора.

Приспособление представляет собой рамку 18 (см. рис. 1, в), сваренную из квадратных труб. В верхней части рамки приварены две планки 19 с отверстиями и шарнирно установлена собачка, удерживаемая пружиной в вертикальном положении.

Рамка 18 при помощи пальцев 20 и отверстий в планках 19 закрепляется на нижних 9 и центральной 6 тягах механизма навески.

На раме 23 (см. рис. 1, г) машины (орудия), предназначенной для навешивания на трактор с помощью автосцепки, закреплен замок 21, состоящий из двух швеллеров, сваренных под таким же углом (65°), что и рамка 18.

На пластине 22, приваренной к швеллерам замка 21, сделана продолговатая прорезь и на шпильке укреплен упор собачки.

Чтобы соединить при помощи автосцепки трактор с машиной, нужно опустить механизм навески вместе с рамкой 18, подать трактор назад так, чтобы рамка расположилась в плоскости замка 21 и поднять механизм навески. Тогда рамка 18 поднимется и войдет в полость замка 21, а собачка попадет в прорезь пластины 22 и зацепится за упор.

Чтобы отсоединить навешенную машину от трактора, нужно, не сходя с сиденья, через заднее окно кабины потянуть трос 16 (см. рис. 1, в).

В результате рычаг 17 повернется и выведет собачку из зацепления с упором. Удерживая рычаг 17 в таком положении, надо поставить рычаг распределителя в положение «Плавающее». Рамка 18 при этом опустится и произойдет расцепка трактора с машиной.

Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.

Механизм навески мощного трактора
Рис. 2. Механизм навески мощного трактора: а — общий вид; б — работа амортизатора; 1 — шток силового цилиндра; 2, 4, 7 — рычаги; 3 — отверстие; 5 — вал; 6 — амортизатор; 8 — раскос; 9, 11, 17 — пальцы; 10, 16 — продольные тяги; 12 — центральная тяга; 13 — упор; 14 — стяжное устройство; 15 — ось; 18 — винт; 19 — пружина.

Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.

Шток 1 (рис. 2, а) силового цилиндра соединен с рычагом 2, который качается на валу 5 и свободно опирается на рычаг 4 подъема, жестко укрепленный на этом валу. На валу 5 также жестко закреплен рычаг 7 подъема.

При выдвигании штока из силового цилиндра рычаг 2 через рычаг 4 поворачивает вал 5 и через рычаги подъема 4 и 7 поднимает навешенную машину (орудие). Опускание навешенной машины при таком устройстве происходит под действием ее силы тяжести.

Для того чтобы можно было навешенную машину (орудие) опускать принудительно, в отверстие 3 рычага 2 необходимо вставить стальной палец, который бы связал между собой качающийся рычаг 2 и рычаг 4 подъема.

Нижние продольные тяги 10 и 16 телескопические, фиксируемые пальцами 11. Такое устройство облегчает и ускоряет процесс навешивания на трактор тяжелых машин и орудий.

Для крепления продольных тяг служит стяжное устройство 14.

На верхней центральной тяге 12 установлен двусторонний пружинный амортизатор 6, который смягчает толчки и удары, передаваемые рамой машины (орудия) на трактор во время движения по неровностям почвы.

Амортизатор (см. рис. 2, б, положение I) состоит из двух пружин 19, установленных на переднем винте 18 центральной тяги 12 и укрепленных пальцами 17, вставленными в пазы, прорезанные в винте 18.

При переезде трактора через ложбину (когда орудие заглублено) или при резком торможении трактора (когда орудие находится в транспортном положении) общая длина тяги сокращается за счет сжатия пружин (см. рис. 2, б, положение II).

В результате этого толчки на корпус трактора не передаются. При переезде трактора через бугор происходит удлинение тяги при сжатии пружин, что также снижает толчки.

Особенности использования механизма навески. Настройка механизма навески для работы с различными типами машин — орудий. Механизм навески позволяет присоединить к трактору машины и орудия по одно-, двух-, трех- и четырехточечной схеме.

Одноточечная схема применяется, если машину или орудие надо присоединить к трактору в одной точке (прицепы, полуприцепы, разбрасыватели удобрений и др.).

В этом случае на механизме навески ставят гидрокрюк (рис. 3, а) или прицепную серьгу.
Типы механизмов навески
Рис. 3. Типы механизмов навески: а — одноточечная; б — двухточечная; в — трехточечная; г — четырехточечная; 1 — гидрокрюк; 2, 3, 4, 5, 7, 8 — точки присоединения тяг навески к трактору; 6 — натяжные цепи.

Двухточечная схема (см. рис. 3, б) применяется дли работы с плугами. При такой схеме передние концы 3 обеих нижних тяг должны находиться в середине трактора и укрепляться упорами. Этим образуется одна точка прицепа, а вторая — это точка присоединения 2 центральной тяги.

Трехточечная схема (см. рис. 3, в) используется для работы с широкозахватными машинами, которые должны двигаться по строго заданной траектории без больших колебаний (сеялки, пропашные культиваторы и др.).

Для настройки механизма навески по такой схеме нужно передние концы 4 и 5 нижних продольных тяг расположить по краям корпуса заднего моста трактора и ограничить перемещения задних концов этих тяг цепями 6.

Четырехточечная схема (см. рис. 3, г) применяется при работе трактора с землеройными машинами, например бульдозерами, или с погрузчиками. В этом случае в отличие от трехточечной схемы предусмотрена не одна верхняя — центральная тяга, а две, что обеспечивает большую устойчивость навешенной машины (орудия). Чтобы соединить машину с трактором, нужно задние концы нижних — специальных — удлиненных тяг укрепить на специальных пальцах, а верхние тяги закрепить в точках 8.

Управление навешенной машиной (орудием) во время работы. Во время работы трактора с навешенной машиной (орудием) рычаг распределителя должен находиться в положении «Плавающее». Если рычаг поставить в положение «Опускание», возможна поломка машины. Это произойдет по той причине, что на машину будет передаваться часть силы тяжести задней части трактора, превышающая силу, на которую рассчитаны детали машины.
Соединение трактора с плугом
Рис. 4. Соединение трактора с плугом: а — рычаг распределителя поставлен в положение нейтральное; б — то же, в плавающее.

Кроме того, так как после принудительного опускания машины рычаг распределителя встанет в нейтральное положение (рис. 4, а) и запрет силовой цилиндр, гибкая связь между машиной и трактором нарушится. При таком соединении во время наезда передних колес трактора на препятствие навешенное орудие «зароется» в почву, что также может привести к поломкам навешенной машины (орудия).

При постановке же рычага в положение «Плавающее» (см. рис. 4, б) такой неприятности в подобной ситуации не произойдет, так как между плугом и трактором будет гибкая связь.

В том случае, если на тракторе установлен механизм навески, показанный на рисунке 2, а, рычаг распределителя можно ставить в любое положение, но только при том условии, что в отверстие 3 не будет установлен стальной палец. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989г.]

Похожие материалы

Заднее навесное устройство тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ

Заднее навесное устройство (рис. 1) соединяет навесные и полунавесные машины и орудия с трактором, обеспечивая их правильное рабочее и транспортное положение.
Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. Заднее навесное устройство
Рис. 1. Заднее навесное устройство: 1 — гидроцилиндр; 2 — кронштейн гидроцилиндра; 3 — кронштейн; 4 — кронштейн поворотного вала; 5 — болт; 6 — кривошип; 7 — рычаг; 8 — поворотный вал; 9 — захват; 10 — масленка; 11 — кронштейн центральной тяги; 12 — верхняя вилка раскоса; 13 — раскос; 14 — центральная тяга; 15 — нижняя вилка раскоса; 16 — продольная тяга; 17 — тяга блокировки; 18 — кронштейн блокировки; 19 — упорный болт; 20 — ось продольных тяг.

Заднее навесное устройство представляет собой шарнирный механизм, у которого две продольные и одна центральная тяги закреплены на тракторе. Продольные тяги с помощью раскоса соединены с рычагами 7, расположенными на валу. На этом же валу установлен кривошип 6, соединенный с гидроцилиндром.

Устройство поднимается и опускается с помощью гидроцилиндра, а правильное положение орудия обеспечивается регулировкой раскосов и центральной тяги. Орудие соединяют с шаровыми шарнирами, расположенными в задних концах двух нижних продольных тяг 16 и на центральной тяге 14, Передними концами продольные тяги крепят шарнирно к оси 20, пропущенной через отверстия приливов корпуса трансмиссии.

Передний шарнир центральной тяги установлен на болте в кронштейне 11. Продольные тяги соединены раскосами 13 с рычагами 7, сидящими на шлицах вала 8. С левой стороны на удлиненный конец вала посажен также на шлицах кривошип 6, связанный с вилкой штока гидроцилиндра. Другой конец гидроцилиндра прикреплен к кронштейну 2, привернутому шпилькой и болтом к левому рукаву трансмиссии. Вал 8 подъемных рычагов поворачивается во втулках, запрессованных в расточки кронштейна 4, прикрепленного шпильками к задней плоскости корпуса трансмиссии и к разгружающему кронштейну 3, привернутому к верхней плоскости корпуса.
При выдвижении из гидроцилиндра шток поворачивает вал 8, и рычаги 7 через раскосы 13 поднимают продольные тяги и навешенное на них орудие. При обратном ходе штока орудие опускается.

Нижняя вилка 15 раскоса может быть соединена с продольной тягой болтом, установленным в отверстии вилки (как изображено на рисунке) или в прорези. Вилка на прорезь устанавливается тогда, когда трактор агрегатируется с широкозахватными орудиями, имеющими опорные колеса. В этом случае при работе машина имеет возможность копировать рельеф почвы по всей ширине захвата. Во всех остальных случаях нижняя вилка раскоса соединена с продольной тягой болтом, установленным в отверстии.

Для ограничения поперечных перемещений сельскохозяйственных орудий при переездах и в работе служат тяги 17 блокировки. Тяги регулируются по длине и прикреплены одним концом к продольным тягам 16,а вторым — к кронштейнам 18 блокировки.

При работе с плугом требуется небольшое горизонтальное перемещение продольных тяг в рабочем положении и жесткая блокировка тяг в транспортном положении. Эту роль в механизме блокировки выполняют упорные болты 19.

    Натяжение блокировочных тяг регулируют в определенной последовательности:

  1. ослабляют тяги блокировки так, чтобы при подъеме плуга в крайнее верхнее положение они остались ненатянутыми;
  2. отвертывают контргайки и вывертывают болты 19. На болты до упора навертывают контргайки. Собранные таким образом болты ввертывают сверху в кронштейны 18 до упора контргаек в кронштейны. В таком положении болты 19 стопорят контргайками;
  3. поднимают плуг в крайнее верхнее положение и натягивают блокировочные тяги. В натянутом положении тяг надежно стопорят трубчатые гайки контргайками.

Такая установка блокировки дает возможность смещения плуга в рабочем положении примерно на 120 мм в ту и другую сторону. Нельзя допускать натяжения блокировочных тяг 17 в каком-то промежуточном положении продольных тяг (заниженном), так как при переводе рукоятки гидрораспределителя в положение «подъем» может произойти поломка деталей механизма блокировки.

В тех случаях, когда к трактору присоединены орудия и машины, не допускающие смещения в боковом направлении (посев, обработка междурядий и т. п.), блокировочные тяги натягивают в любом положении продольных тяг, а упорные болты 19 вворачивают в кронштейны 18 снизу на всю глубину, а сверху контрят контргайкой. Такое положение болтов позволяет блокировать продольные тяги в любом положении.

Блокировочные тяги в крайнем верхнем (транспортном) положении натягивают, стоя сбоку от заднего навесного устройства во избежание несчастного случая при самопроизвольном опускании орудия.

Для работы с навесными машинами, требующими привода от вала отбора мощности (с удлинителем), тракторы Т-40М и Т-40АМ должны иметь низкую наладку (агротехнический просвет 500 мм), а блокировочные тяги должны быть переставлены на кронштейны, закрепленные на корпусах конечных передач. В этом случае блокировочные тяги остаются натянутыми как в рабочем положении орудия, так и в транспортном. Тракторы Т-40М и Т-40АМ с прицепными машинами с использованием ВОМ работают после установки жесткого прицепного устройства.

Заднее навесное устройство трактора Т-40АНМ позволяет изменять расстояние от оси подвеса орудия (поперечины) до торца ВОМ путем установки составных (из двух частей) продольных тяг (рис. 2).
Заднее навесное устройство трактора Т-40АНМ
Рис. 2. Заднее навесное устройство трактора Т-40АНМ: 1 — серьга; 2 — поперечина прицепа; 3 — задняя тяга; 4 — отверстие; передняя тяга; 6 — задний ВОМ.

На корпусах конечных передач установлены кронштейны (рис. 3) блокировочных тяг измененной конструкции.

Кронштейн блокировки
Рис. 3. Кронштейн блокировки: А — отверстие

При установке на трактор удлинителя ВОМ продольные тяги навесного устройства блокируют за отверстие А кронштейна. При этом навесное устройство будет заблокировано как в транспортном, так и в рабочем положениях.

Если удлинитель ВОМ на тракторе не установлен, то блокировать навесное устройство можно как при помощи кронштейнов, установленных на оси продольных тяг, так и на конечных передачах.

Для получения расстояния от торца ВОМ до поперечины, удовлетворяющего требованиям ГОСТа, а также унифицированного с расстоянием на тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52, продольные тяги изготавливают из двух частей: передней 5 и задней 3 (см. рис. 2). Чтобы получить расстояние, равное 355 мм, унифицированное с расстоянием от торца ВОМ до прицепной поперечины на тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52, необходимо снять заднюю тягу и установить поперечину на второе отверстие 4 от торца тяги. Для получения расстояния 403 мм необходимо установить поперечину на первое от торца отверстие 4. Для получения расстояния от торца ВОМ до оси подвеса орудия, равного 579 мм, являющегося основным для трактора, необходимо на переднюю тягу 5 надеть заднюю тягу 3 и зафиксировать болтом и пальцем так, чтобы расстояние между ними было равно 214 мм. Для получения расстояния 680 мм заднюю тягу необходимо выдвинуть на одно отверстие и зафиксировать болтом и пальцем.

Схема расстояний до торца ВОМ показана на рис. 4.
Схема расстояний до торца ВОМ
Рис. 4. Схема расстояний до торца ВОМ

При сборке поворотного вала с кривошипом последний устанавливают под углом 105° по отношению к поворотным рычагам. Перед снятием рычагов 7 (см. рис. 1) и кривошипа 6 с поворотного вала 8 заднего навесного устройства на торцах поворотного вала, ступиц рычагов и кривошипа необходимо нанести общие метки. Сборку названных деталей следует производить по этим меткам. Неправильная установка нарушает работу навесного устройства и может вызвать поломку отдельных деталей.

    Во время работы трактора с навесными орудиями и машинами соблюдают следующие требования:

  1. нельзя поворачивать трактор с невыглубленными рабочими органами орудий; выглубляют и заглубляют орудия только при прямолинейном движении трактора;
  2. повороты трактора с поднятыми орудиями выполняют плавно на малых скоростях;
  3. нельзя допускать ослабления тяг блокировки в крайнем верхнем положении навесного устройства;
  4. укорачивают центральную тягу при переездах о орудием, это улучшает проходимость агрегата.

При работе на тяжелых почвах, когда масса орудий оказывается недостаточной для самозаглубления рабочих органов, заглубляют орудие установкой рукоятки гидрораспределителя на опускание только при движении трактора. После заглубления рабочих органов рукоятку гидрораспределителя переводят в плавающее положение.

Автоматическая сцепка. Автоматическая сцепка СА-1, прикладываемая к трактору, предназначена для присоединения (отсоединения) К заднему навесному устройству (рис. 5) навесных машин, имеющих замок автосцепки, с сиденья водителя.
Автоматическая сцепка СА-1
Рис. 5. Автоматическая сцепка: 1 — продольная тяга; 2 — палец; 3 — рамка; 4 — собачка; 5 — кронштейн; 6 — пружина; 7 — масленка; 5 — ролик; 9 — рукоятка; 10 — трос; А — отверстие; Б — паз.

В нижней части треугольника автосцепки с наружной и внутренней сторон приварены пальцы 2, которыми автосцепка устанавливается в отверстия шарниров продольных тяг 1. Верхняя часть треугольника прикреплена к заднему шарниру центральной тяги быстросъемным пальцем. Палец тяги может быть установлен в отверстие кронштейна или в паз. Центральную тягу рекомендуется соединять с пазом. Рамка будет находиться в наклоненном от трактора положении, и этим облегчится навешивание орудия. При недостаточном транспортном просвете или неравномерности хода рабочих органов машины центральная тяга должна быть соединена с отверстиями кронштейна.

    Трактор с машиной агрегатируют в следующей последовательности:

  1. подъезжают на тракторе задним ходом к машине, стремясь расположить его перпендикулярно агрегатируемой машине;
  2. опускают навесное устройство с автосцепкой несколько ниже, чем замок агрегатируемой машины и, продолжая движение задним ходом, подъезжают к машине до упора вершины треугольника сцепки в связь замка;
  3. поднимают навесное устройство со сцепкой, при этом собачка 4 под давлением пружины 6 заходит в паз замка, фиксируя соединение;

Кольцо троса через заднее открывающееся окно закрепляют в кабине трактора, а трос остается ненатянутым в любом положении навесного устройства.

    Для разъединения агрегатируемой машины с трактором выполняют операции в следующей последовательности:

  1. подъезжают к месту стоянки машины;
  2. переводят рычаг гидрораспределителя в плавающее положение, что позволяет плавно опустить машину. Затем за кольцо троса перемещают рукоятку автосцепки на себя до отказа и, удерживая рукоятку в таком положении, выводят из замка машины автосцепку, переместив рычаг гидрораспределителя в положение «опускание»;
  3. включают передачу и отъезжают от машины.

В процессе работы носок собачки 4 должен опираться на упор замка. Для плотности соединения необходимо с помощью эксцентриков, расположенных на задней плоскости замка машины, установить минимальный зазор между упором и носком собачки.

Сцепка обеспечивает свободное навешивание машин, смещенных в сторону относительно оси трактора до 120 мм, машин с замком, наклоненным вперед до 15°, и машин, отклоненных в сторону до 15°.

При соединении центральной тяги с круглыми отверстиями и наклоне машины назад перед навешиванием необходимо удлинить центральную тягу, а после навешивания укоротить ее до первоначального положения.

При хранении автосцепки в замке машины рекомендуется в отверстие собачки вставлять шплинт, что исключит случаи выпадания автосцепки при неожиданных поворотах рукоятки.

Навешивание сельскохозяйственных машин (орудий) на заднее навесное устройство.

    При навешивании машин делают следующее:

  1. устанавливают машину или орудие в рабочее положение на ровной площадке и подъезжают задним ходом так, чтобы задние шарниры продольных тяг подошли к соответствующим пальцам крепления их на раме машины;
  2. ставят рукоятку гидрораспределителя в положение «опускание», опускают продольные тяги до уровня пальцев на раме машины и максимально удлиняют блокировочные тяги;
  3. устанавливают шарнир левой тяги на ось подвеса сельскохозяйственной машины и закрепляют его чекой, после чего присоединяют правую тягу. Если высота расположения шарнира правой продольной тяги не соответствует высоте расположения присоединительного пальца на машине, устраняют разницу путем регулировки длины раскоса;
  4. соединяют задний шарнир центральной тяги со стойкой на раме орудия. При наличии на машине автосцепки соединяют с навеской трактора «ответный» замок (см. раздел «Автоматическая сцепка»). При надевании шарниров на пальцы не рекомендуется пользоваться молотками, так как забоины, образующиеся на шарнирах от ударов, приведут к быстрому их износу и повреждению гнезд;
  5. присоединив машину (орудие) к трактору и установив предварительно ее раму в горизонтальное положение изменением длины раскосов и центральной тяги, окончательно регулируют положение машины или орудия на тракторе в начале работы агрегата в соответствии с инструкцией по их эксплуатации;
  6. переставляют рукоятку гидрораспрсделителя в положение «подъем», поднимают машину в транспортное положение и регулируют натяжение блокировочных тяг так, чтобы боковое качание задних концов продольных тяг находилось в пределах +20 мм;
  7. окончательно регулируют и устанавливают навесную машину в поле (на пахоте — при проходе третьей борозды, на других работах — при первом проходе).

В борозде навесные машины регулируют сначала на одинаковое заглубление передних и задних рабочих органов, а затем устанавливают глубину обработки и выравнивают окончательно в продольной плоскости при помощи центральной тяги, а в поперечной плоскости — изменением длины раскосов.

    При работе с навесными машинами необходимо выполнять следующие правила:

  1. опускают и поднимают сельскохозяйственные орудия только при прямолинейном движении трактора;
  2. не допускают поворота трактора с орудием, рабочие органы которого находятся в почве, так как поворот агрегата с заглубленными рабочими органами может привести к аварии;
  3. при работе трактора с навесными орудиями запрещается устанавливать рукоятку парораспределителя в позиции «нейтраль» и «опускание принудительное» для рабочего положения орудий;
  4. при транспортировке навесных сельскохозяйственных орудий их рабочие органы должны быть в транспортном положении, а рукоятки парораспределителя находиться в позиции «нейтраль».

Примечание. Порядок регулирования рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий, режим их работы, а также перевод их в транспортное положение указаны в инструкции по эксплуатации этих машин и орудий.

Работа с навесными плугами. В борозде плуг должен идти устойчиво, без перекосов в сторону и по направлению хода, так как следствием этого является неодинаковая глубина пахоты.

Равномерность хода всех корпусов плуга по глубине обработки регулируется изменением длины центральной тяги, правого и левого раскосов заднего навесного устройства трактора. Показателем правильности хода плуга является горизонтальное положение его рамы: при наклоне рамы плуга влево необходимо удлинить правый или укоротить левый раскос трактора; при наклоне рамы плуга вправо — укоротить правый или удлинить левый раскос. Если передний корпус пашет глубже заднего, надо удлинить центральную тягу заднего навесного устройства трактора и, наоборот, если он пашет мельче, — верхнее тяговое звено укоротить.

При работе с плугом раскос с продольной тягой соединяют через отверстие в нижней вилке раскоса.

Для прохода первой борозды устанавливают плуг с некоторым перекосом, т.е. так, чтобы глубина хода первого корпуса была равна 10—12 см, а глубина хода последнего корпуса равнялась заданной глубине вспышки.

Движение агрегата должно быть прямолинейным. После проведения первой борозды устанавливают плуг на заданную глубину вспашки и пашут 2—3 круга. Качество работы должно удовлетворять предъявленным агротехническим требованиям. Его следует проверять 3—4 раза в смену.

Обратить внимание на правильную установку упорных болтов и регулировку тяг блокировки (см. раздел «Заднее навесное устройство» и рис. 1).

Навешивание тяжелых навесных машин. При работе с тяжелыми навесными и полу навесными машинами (например, картофелесажалкой СН-4Б, культиваторами КОН-2,8ПМ, КРН-4,2, картофелекопателями УКВ-2, КСТ-1,4, картофелеуборочным комбайном ККУ-2 и др.) сильно разгружается передняя ось трактора и ухудшается управляемость.

Для обеспечения продольной устойчивости на кронштейн, устанавливаемый на переднем брусе, крепят дополнительно грузы. [Тракторы Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ. 1989г.]

Похожие материалы