Соединение навеской применяют в том случае, когда машина (орудие) не имеет своей ходовой системы или ее ходовая система обеспечивает поддержку только части машины (орудия).
При таком соединении машина (орудие) полностью или частично (полунавесные машины) опирается на трактор в транспортном положении и частично — в рабочем.
Устройство механизма навески зависит от мощности трактора.
Рис. 1. Механизм навески трактора средней мощности: а — устройство; б — изменение длины правого раскоса; в — автосцепка; г — навесное устройство машины-орудия, соединяемой с трактором; 1 — шток; 2, 4, 17 — рычаги; 3 — вал; 5, 11 — раскосы; 6 — центральная тяга; 7 — натяжное приспособление; 8 — удлинитель; 9 — нижняя продольная тяга; 10 — регулировочное приспособление; 12 — кронштейн; 13 — гайка; 14 — рукоятка, 15 — шестерня; 16 — трос; 18 — рамка; 19 — планка; 20 — палец; 21 — замок; 22 — пластина; 23 — рама.
Механизм навески тракторов малой и средней мощности состоит из двух продольных тяг 9 (рис. 1, а) с удлинителями 8 (или без них), шарнирно укрепленных на корпусе заднего моста трактора, центральной тяги 6, соединенной с серьгой датчика силового регулятора или с кронштейном, установленным на корпусе заднего моста, поворотного вала 3 с рычагами 2 и 4, раскосов 5 и 11 и ограничительных цепей с натяжными 7 и регулировочными 10 приспособлениями.
Рычаг 2 соединен шарнирно со штоком 1 силового цилиндра. При втягивании поршня внутрь цилиндра вал 3 повертывается против часовой стрелки и через рычаги 4 и раскосы 5 и 11 поднимает нижние продольные тяги 9 вместе с навешенной машиной (орудием).
Правый раскос механизма навески служит для регулировки навешенной машины в горизонтальной плоскости.
Левый раскос имеет постоянную длину и для регулирования не применяется. Длину правого раскоса изменяют через рукоятку 14 (см. рис. 1, б), воздействующую через шестеренную передачу 15 на гайку 13, которая, навинчиваясь или свинчиваясь с винта, изменяет длину раскоса.
Автоматическая сцепка — приспособление, при помощи которого навешиваемую машину можно соединить с механизмом навески (значит, и трактором) и разъединить их, не выходя из кабины трактора.
Приспособление представляет собой рамку 18 (см. рис. 1, в), сваренную из квадратных труб. В верхней части рамки приварены две планки 19 с отверстиями и шарнирно установлена собачка, удерживаемая пружиной в вертикальном положении.
Рамка 18 при помощи пальцев 20 и отверстий в планках 19 закрепляется на нижних 9 и центральной 6 тягах механизма навески.
На раме 23 (см. рис. 1, г) машины (орудия), предназначенной для навешивания на трактор с помощью автосцепки, закреплен замок 21, состоящий из двух швеллеров, сваренных под таким же углом (65°), что и рамка 18.
На пластине 22, приваренной к швеллерам замка 21, сделана продолговатая прорезь и на шпильке укреплен упор собачки.
Чтобы соединить при помощи автосцепки трактор с машиной, нужно опустить механизм навески вместе с рамкой 18, подать трактор назад так, чтобы рамка расположилась в плоскости замка 21 и поднять механизм навески. Тогда рамка 18 поднимется и войдет в полость замка 21, а собачка попадет в прорезь пластины 22 и зацепится за упор.
Чтобы отсоединить навешенную машину от трактора, нужно, не сходя с сиденья, через заднее окно кабины потянуть трос 16 (см. рис. 1, в).
В результате рычаг 17 повернется и выведет собачку из зацепления с упором. Удерживая рычаг 17 в таком положении, надо поставить рычаг распределителя в положение «Плавающее». Рамка 18 при этом опустится и произойдет расцепка трактора с машиной.
Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.
Рис. 2. Механизм навески мощного трактора: а — общий вид; б — работа амортизатора; 1 — шток силового цилиндра; 2, 4, 7 — рычаги; 3 — отверстие; 5 — вал; 6 — амортизатор; 8 — раскос; 9, 11, 17 — пальцы; 10, 16 — продольные тяги; 12 — центральная тяга; 13 — упор; 14 — стяжное устройство; 15 — ось; 18 — винт; 19 — пружина.
Механизм навески мощных тракторов несколько отличается от механизма навески тракторов малой и средней мощности. В его конструкцию внесены такие особенности.
Шток 1 (рис. 2, а) силового цилиндра соединен с рычагом 2, который качается на валу 5 и свободно опирается на рычаг 4 подъема, жестко укрепленный на этом валу. На валу 5 также жестко закреплен рычаг 7 подъема.
При выдвигании штока из силового цилиндра рычаг 2 через рычаг 4 поворачивает вал 5 и через рычаги подъема 4 и 7 поднимает навешенную машину (орудие). Опускание навешенной машины при таком устройстве происходит под действием ее силы тяжести.
Для того чтобы можно было навешенную машину (орудие) опускать принудительно, в отверстие 3 рычага 2 необходимо вставить стальной палец, который бы связал между собой качающийся рычаг 2 и рычаг 4 подъема.
Нижние продольные тяги 10 и 16 телескопические, фиксируемые пальцами 11. Такое устройство облегчает и ускоряет процесс навешивания на трактор тяжелых машин и орудий.
Для крепления продольных тяг служит стяжное устройство 14.
На верхней центральной тяге 12 установлен двусторонний пружинный амортизатор 6, который смягчает толчки и удары, передаваемые рамой машины (орудия) на трактор во время движения по неровностям почвы.
Амортизатор (см. рис. 2, б, положение I) состоит из двух пружин 19, установленных на переднем винте 18 центральной тяги 12 и укрепленных пальцами 17, вставленными в пазы, прорезанные в винте 18.
При переезде трактора через ложбину (когда орудие заглублено) или при резком торможении трактора (когда орудие находится в транспортном положении) общая длина тяги сокращается за счет сжатия пружин (см. рис. 2, б, положение II).
В результате этого толчки на корпус трактора не передаются. При переезде трактора через бугор происходит удлинение тяги при сжатии пружин, что также снижает толчки.
Особенности использования механизма навески. Настройка механизма навески для работы с различными типами машин — орудий. Механизм навески позволяет присоединить к трактору машины и орудия по одно-, двух-, трех- и четырехточечной схеме.
Одноточечная схема применяется, если машину или орудие надо присоединить к трактору в одной точке (прицепы, полуприцепы, разбрасыватели удобрений и др.).
В этом случае на механизме навески ставят гидрокрюк (рис. 3, а) или прицепную серьгу.
Рис. 3. Типы механизмов навески: а — одноточечная; б — двухточечная; в — трехточечная; г — четырехточечная; 1 — гидрокрюк; 2, 3, 4, 5, 7, 8 — точки присоединения тяг навески к трактору; 6 — натяжные цепи.
Двухточечная схема (см. рис. 3, б) применяется дли работы с плугами. При такой схеме передние концы 3 обеих нижних тяг должны находиться в середине трактора и укрепляться упорами. Этим образуется одна точка прицепа, а вторая — это точка присоединения 2 центральной тяги.
Трехточечная схема (см. рис. 3, в) используется для работы с широкозахватными машинами, которые должны двигаться по строго заданной траектории без больших колебаний (сеялки, пропашные культиваторы и др.).
Для настройки механизма навески по такой схеме нужно передние концы 4 и 5 нижних продольных тяг расположить по краям корпуса заднего моста трактора и ограничить перемещения задних концов этих тяг цепями 6.
Четырехточечная схема (см. рис. 3, г) применяется при работе трактора с землеройными машинами, например бульдозерами, или с погрузчиками. В этом случае в отличие от трехточечной схемы предусмотрена не одна верхняя — центральная тяга, а две, что обеспечивает большую устойчивость навешенной машины (орудия). Чтобы соединить машину с трактором, нужно задние концы нижних — специальных — удлиненных тяг укрепить на специальных пальцах, а верхние тяги закрепить в точках 8.
Управление навешенной машиной (орудием) во время работы. Во время работы трактора с навешенной машиной (орудием) рычаг распределителя должен находиться в положении «Плавающее». Если рычаг поставить в положение «Опускание», возможна поломка машины. Это произойдет по той причине, что на машину будет передаваться часть силы тяжести задней части трактора, превышающая силу, на которую рассчитаны детали машины.
Рис. 4. Соединение трактора с плугом: а — рычаг распределителя поставлен в положение нейтральное; б — то же, в плавающее.
Кроме того, так как после принудительного опускания машины рычаг распределителя встанет в нейтральное положение (рис. 4, а) и запрет силовой цилиндр, гибкая связь между машиной и трактором нарушится. При таком соединении во время наезда передних колес трактора на препятствие навешенное орудие «зароется» в почву, что также может привести к поломкам навешенной машины (орудия).
При постановке же рычага в положение «Плавающее» (см. рис. 4, б) такой неприятности в подобной ситуации не произойдет, так как между плугом и трактором будет гибкая связь.
В том случае, если на тракторе установлен механизм навески, показанный на рисунке 2, а, рычаг распределителя можно ставить в любое положение, но только при том условии, что в отверстие 3 не будет установлен стальной палец. [Семенов В. М., Власенко В. Н. Трактор. 1989г.]
Похожие материалы
- Навесная система трактора ДТ-20
- Механизм навески трактора ДТ-75М
- Механизм навески трактора ДТ-75
- Навесное устройство трактора ДТ-75Н
- Навесной механизм (навеска) трактора ДТ-54А
- Заднее навесное устройство трактора ДТ-175С
- Работа трактора Т-25 с навесными машинами
- Навесные системы трактора Т-130М
- Навесное устройство трактора Т-150К
- Заднее навесное устройство тракторов Т-150, Т-150К
- Работа на тракторе Т-74 с навесными машинами и орудиями
- Заднее навесное устройство тракторов Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ
- Навесное устройство тракторов МТЗ-80, МТЗ-82
- Механизм для навешивания с/х орудий тракторов МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л